К другим особенностям этого вида демократического режима относятся:
· Перманентное использование в политической жизни государства демократических политических институтов: митингов, петиций, шествий и так далее.
· Принятие либо отвержение государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных, религиозных, идеологических и иных меньшинств;
· Строжайшее разъединение полномочий между центральными и местными органами, предрасположение к местной инициативе (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения, также обширно развито самоуправление в маленьких городах, поселках городского типа и селах);
· Приоритетное утверждение верховенства только закон, введенный режим законности, высочайшая правовая культура общества и находящихся внутри граждан, особенно должностных лиц, государственных работников, а также всех остальных лиц, имеющих отношение к работе государства.
Мы рассмотрели два, можно сказать, «скрытых» подвида демократических государственно-политических режимов, которые на первый взгляд абсолютно непонятны обывателям, но все же они имеют крайне важное значение при построение целей и задач государства в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Различия в данных режимах могут нести за собой огромные различия во внешней и внутренней, кредитной и денежной, молодежной и пенсионной сферах политики.
Теперь же пора разобрать два самых известных, самых явных вида демократических режимов, один из которых в нынешнее время практически негоден к осуществлению.
Прямая демократия – политический режим, при котором граждане принимают непосредственное участие в политической жизни государства, они решают все вопросы, связанные с внутренней и внешней политикой своим участием в митингах, собраниях, заседаниях и так далее. Такая форма участия была крайне популярна в античности, когда граждане Рима активно участвовали в политической жизни империи. На данный момент прямая демократия не имеет широких перспектив при нынешних быстрых темпах глобализации и сейчас за прямой демократией можно наблюдать только в крошечных населенных пунктах, обшинах, предприятиях и так далее при решение, не имеющих жизненной важности, вопросов.
Одним из подвидов описанной выше прямой демократии является плебисцитная демократия.
Плебисцитная демократия – подвид прямой демократии, который как и ее материнский вид, прежде всего, строится на непосредственном волеизъявлении народа того или иного государства, или населенного пункта. Но все же здесь влияние граждан на процессы политического властвования крайне ограничены: граждане могут только лишь одобрить либо отвергнуть проект закона либо любого другого решения, которое подготовлено правительством, законодательными органами, партиями или инициативными группам. Данная форма предусматривает возможность манипулирования волей и интересами граждан с помощью двусмысленнных формулировок вопросов и проектов, готовых к вынесению на голосование.
Другим же видом демократии является наиболее популярная сейчас в мире – представительная демократия.
Представительная демократия – на данный момент ведущая демократическая система на земном шаре, так как ее механизмы больше всего подходят для использования в нынешнюю пору в мире. Самое главное отличие состоит в том, что субъекты имеют опосредованное участие в принятии решений в государстве. Граждане посредством демократических выборов выбирают в органы власти своих собственных представителей, которые должны действовать в интересах людей, выбравших данное должностное лицо, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Эта система была придумана для действия в условиях огромных социальных систем и сложностей и неодназначностей принимаемых решений. Для демократической жизни общества важно не только, кто правит, но и как правит, как организована система правления. Названные вопросы определяет Конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.
[1] Теория Государства и Права. Учебник / Л.А. Морозова. М.: Юристъ, 2002 год, с 70-76.
[2] Там же.
[3] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
[4] Речь в британской Палате общин (1947)
[5] Теория Государства и Права. Учебник / Л.А. Морозова. М.: Юристъ, 2002 год, с 70-76.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.