Декоративное панно «Скоморох»

Страницы работы

27 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Омский государственный педагогический университет

Институт искусств

Кафедра декоративно прикладного искусства

Курсовая работа

По художественному практикуму

на тему: Декоративное панно «Скоморох»

3 курс 6 семестр

Выполнила: студентка 33 группы

Проверил: доцент кафедры ДПИ

Омск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ -----------------------------------------------------------------------------3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ-----------------------------------------------------------------5

ГЛАВА 1. Историческая справка----------------------------------------------------5

ГЛАВА 2. Материалы, оборудование, вещества и инструменты------------11

2.1 Материал и его особенности----------------------------------------------------11

2.2 Оборудование----------------------------------------------------------------------17

2.3 Вещества----------------------------------------------------------------------------19

2.4 Инструменты-----------------------------------------------------------------------20

ГЛАВА 3. Ход работы----------------------------------------------------------------21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------25

ЛИТЕРАТУРА------------------------------------------------------------------------26

ПРИЛОЖЕНИЕ----------------------------------------------------------------------27

ВВЕДЕНИЕ

Произведения декоративно-прикладного искусства отражают культурный уровень народа той или иной эпохи. Оно формирует их вкусы: обостряет художественное зрение, воспитывает чувство цвета, ритма, учит понимать замысел произведения, его образность. Понятие «декоративность» происходит  от латинского слова dekor – красота, прелесть, изящество, его иногда переводят и как украшенность. Первая и главная особенность декоративного искусства – оно носит прикладной характер.

Художественное начало в декоративном искусстве прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета. Учитывая требования современности к художникам промышленности, необходимо знать композиционные законы цельности, контраст форм, цветовых отношений, движения, как фактора выразительности линии и объемов, новизны мотивов. Особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала и целевым назначением вещи. Произведения, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют свое художественно-образное содержание лишь во взаимодействии с окружающей обстановкой.

Одним из наиболее доступных и красивых природных материалов является древесина, ее рисунок, цвет, аромат неповторимы. Это самый благородный материал, обладающий не только красотой, но и своеобразной аурой живого материала. Среди художественных работ самой распространенной и любимой в народе была резьба по дереву. Выявление красоты материала, разнообразие орнаментальных композиций, их пластическая выразительность, мастерство резьбы и отделки, введение морилки разных тонов, в том числе и светлых подсветок – зеленоватой, желтоватой, вощение, тактичное введение полировки, ее сочетание с матовой поверхностью – все это определяет художественные достоинства резных изделий. Попав в руки истинного мастера, дерево приобретало вторую жизнь.

Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда. Русское искусство художественной обработки древесины — явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству Древней Руси. Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе — от величественного храма до деревянной игрушки — создавать подлинные произведения искусства.

Актуальностью данной курсовой работы является создание декоративного панно из древесины, которое будет отличаться оригинальностью по своему замыслу и высокой технической отделкой.

Цель: разработка и воплощение в материале изделия в виде декоративного панно «Скоморох», выполненного в технике плоскорельефной резьбы.

Задачи:

1.  Найти и изучить литературу по резьбе по дереву.

2.  Изучение и просмотр наглядного материала.

3.  Эскизирование (зарисовки, форэскизы).

4.  Работа над окончательным эскизом.

5.  Изучение технологических приемов.

6.  Создание декоративного панно.

В данной курсовой работе три главы.

В первой главе – мы обзорно знакомимся с историей древесины в России.

Во второй изучаем материал и его особенности. Особое внимание обращаем на древесину, из которой выполнено наше панно. Также мы более подробно знакомимся с оборудованием и инструментом, использовавшиеся в нашей работе.

В третей описываем ход работы и характеризуем один из видов художественной обработки древесины – плоскорельефную резьбу.

ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

1.1 История развития резьбы в России.

Дерево в русском народном искусстве с давних времен самый распространенный материал. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, а множество удивительных приемов качества дерева - его прочность и податливость в обработке топором или ножом, красивая естественная текстура и способность принимать любую окраску, водонепроницаемость и теплоизоляционные свойства - всегда привлекали к нему, щедро вознаграждая трудолюбие и изобретательность мастеров. Из дерева создавали жилые и хозяйственные постройки, мебель, орудия труда, посуду, детские игрушки. С деревом была связана вся жизнь русского человека. Все традиционные предметы домашнего обихода и орудия труда, выполненные из дерева, - резные, токарные, столярные, - имели художественно-выразительную пластическую форму и были украшены орнаментальной резьбой или росписью. Как в их пластическом решении, так и в орнаменте отражались вековые наблюдения человека над окружающей природой. Деревянные резные ковши для напитков и воды имели облик водоплавающих птиц, деревянные резные прялки, которыми женихи одаривали своих невест, часто имели стройные пропорции девичьей фигуры; коромысла, на которых носили ведра, изгибались подобно лебединой шее.

Самым древним видом орнамента на деревянных изделиях была простая геометрическая резьба, выполнявшаяся топором, долотом, ножом. Самым распространенным видом геометрической резьбы являлись ряды

Похожие материалы

Информация о работе