СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИВЯЗАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПСИХОЛОГИИ.. 5
1.1. Структура и содержание привязанности. 5
1.2. Развитие привязанности в старшем дошкольном возрасте. 9
1.3. Особенности диагностики привязанности в старшем дошкольном возрасте. 13
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРИВЯЗАННОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 20
2.1. Методы исследования. 20
2.2. Методики исследования. 26
2.3. Критерии диагностики. 36
2.4. Диагностическая батарея. 38
2.5. Экспериментальный план. 41
Выводы по 2 главе. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 46
ПРИЛОЖЕНИЕ. 49
Актуальность темы исследования. Теория привязанностей является в настоящее время одним из самых популярных направлений, как в американской, так и европейской психологии. Зародившись в недрах глубинной психологии, теория привязанности оформилась в самостоятельную научную школу. Как и психоанализ, теория привязанностей возникла из клинической практики. Ее основатели – Дж. Боулби и М. Эйнсворт были клиническими психологами, и их ранние исследования направлены на практическую работу с пациентами. Впоследствии это направление приобрело статус полноправной психологической концепции, выходящей далеко за пределы психологии младенчества. В настоящее время теория привязанности находит свое применение в самых разных областях психологии: в социальной, возрастной, педагогической, общей психологии и пр.
Несмотря на большой интерес ученых к проблемам онтогенеза привязанности, в настоящее время не существует полной картины динамики ее возрастного развития. Наиболее разработанной по-прежнему остается теория привязанности для раннего возраста, хотя за последние двадцать лет появилось множество исследований романтической привязанности у взрослых и в юности.
Степень разработанности теории привязанности в научной литературе.За последние 30 лет в отечественных исследованиях по проблеме привязанности накопились труды ученых по следующим направлениям:
- привязанность ребенка раннего возраста к матери (Р. Ж. Мухамедрахимов, 1998, 2001, 2008);
- привязанность изучается в сравнительном контексте, например: привязанность младенца к матери и образ себя (Н. Н. Авдеева, 1996, 1997; Н. Н. Авдеева, Н. А. Хаймовская, 2003);
- исследуются объекты привязанности у детей разных возрастов, а не только привязанность ребенка раннего возраста к матери (Н.В. Сабельникова, 2006; Е. В. Пупырева, 2007; Ц. Баярмаа, 2008);
- привязанность рассматривается как причина или фактор формирования отдельных качеств психики ребенка, успешности его социализации; изучаются привязанности взрослого человека (М. В. Яремчук 2005, 2006; М. А. Гагарина, 2006; Н. В. Сабельникова, Д. В. Каширский, И. В. Чиркова, 2006; Е. В. Пупырева, 2007; Н. Н. Авдеева, И. В. Хохлачева, 2010; М. А. Василенко, 2011; Т. В. Казанцева, 2011);
- привязанность не является предметом исследования, но берется как критерий оценки, например: качества взаимоотношений матери и ребенка (С. Ю. Мещерякова, Н. Н. Авдеева, Н. И. Ганошенко, 1996; С. Ю. Мещерякова, 1999) и т.д.
Целью данной работы является диагностика привязанности у детей в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать теоретические вопросы привязанности у детей в старшем дошкольном возрасте;
2. провести экспериментальное исследование привязанности у детей в старшем дошкольном возрасте;
3. выявить уровень привязанности у детей в старшем дошкольном возрасте;
4. сформулировать выводы и оформить результаты исследования в виде курсовой работы.
Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста, а предметом - уровень их привязанности, ее диагностика.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:теоретический анализ психологической и педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, компьютерная обработка данных.
В различных психологических теориях и школах психотерапии сложились разные взгляды на структуру и значение привязанностей, а также влиянии сепарации на отношения между матерью и ребёнком. Причем в отдельных теориях обнаруживаются параллелизм либо сходство с теорией привязанности, но с другой стороны имеются и принципиальные различия.
Различия между психодинамически ориентированными школами и теорией привязанности состоят в том, что психоанализ опирается на теорию влечений а теория привязанности напротив основывается на теории мотивационных систем из которых Дж.Боулби особо тщательно строит систему привязанности.
Кроме того психодинамическая теория К.Х. Бриша [4] исходят из того что отношения матери и ребёнка вначале
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.