Введение
Целью курсового проектирования является развитие самостоятельных навыков творческой работы студентов, определение степени практического овладения теоретическим курсом предмета «Детали машин и основы конструирования», а также развитие расчетно-графических навыков студентов в работе с прикладными компьютерными программами. Умение правильно и эффективно пользоваться технической литературой, справочниками и действующими государственными стандартами даёт студенту возможность быстрого использования полученных знаний в производственных условиях.
Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство в эксплуатации и экономичность.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине.
Назначение редуктора – понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим.
В курсовой работе необходимо спроектировать редуктор для цепного транспортера, подобрать электродвигатель, рассчитать цепную, ременную передачи, а также выполнить расчёты на прочность, жёсткость, износостойкость, долговечность деталей проектируемого редуктора. Редуктор состоит из литого чугунного корпуса, в котором помещены элементы передачи: шестерни, колёса, подшипники, валы и пр.
1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет
Общий КПД привода конвейера:
, где по таблице 1.1[1] принимаем:
- КПД цилиндрической передачи;
- КПД червячной передачи;
- КПД пары подшипников качения;
- КПД цепной передачи.
Зная общий КПД можем вычислить номинальную мощность:
График следует понимать так: в течение суток привод работает 50% времени, то есть продолжительность его включения ПВ = 50%.
В течение года привод работает 65% времени, и значит, общее время работы привода за 1 год составит:
Исходя из графика нагрузки видим, что с мощностью 1,44 кВт двигатель работает всего 0,2 времени, 0,003 времени двигатель работает с Nтреб·1,3, 0,3 времени двигатель работает с Nтреб·0,7 и 0,5·Nтреб двигатель работает 0,5 времени.
Найдем эквивалентную мощность
По каталогу выпускаемых электродвигателей, выбираем двигатель мощностью 1,5 кВт. - 4А90L6. Но он будет недогружен на (1,5 /1,44 = 1,04) = 4% по номинальной мощности.
Нам потребуется электродвигатель с частотой вращения 1000 мин-1. Для данных двигателей по каталогу отношение пускового момента к номинальному .
Находим фактические обороты двигателя:
Найдем диаметр звездочки на конвейере:
Зная диаметр звездочки найдем число ее оборотов:
Теперь найдем общее передаточное отношение:
Для цилиндрической передачи
Для червячной передачи
Отношение цепной передачи:
Рассчитываем моменты на каждом валу:
- на валу двигателя
;
- на валу колеса цилиндрической передачи
;
- на валу колеса червячной передачи
;
- на валу звездочки цепной передачи
.
Угловые скорости валов привода:
- угловая скорость двигателя:
;
- угловая скорость на входящем валу редуктора:
;
- угловая скорость на выходном валу редуктора:
;
- угловая скорость на конвейере:
.
2 Расчет цилиндрической зубчатой передачи
Выбираем материалы для изготовления шестерни и колеса. Для шестерни по [1], таблица 6.1 принимаем сталь 40ХН, термическая обработка – объемная закалка твердость HRC 40, для колеса принимаем сталь 40Х, термическая обработка - объемная закалка, твердость HRC 38.
Допускаемые контактные напряжения по формуле 7.2 [1]
, где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов.
По таблице 6.3[1] для углеродистых сталей с твердостью HRC 38-50 и термической обработкой (объемная закалка) = 18HRC + 150;
- коэффициент долговечности, принимаем =1.
Коэффициент безопасности принимаем .
, - для шестерни;
, - для колеса.
Расчетное допускаемое напряжение:
Рассчитываем межосевое расстояние по формуле 7.1[1]:
где – для косозубых передач
= 1,25 – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зубчатого венца – по таблице 7.1[1].
Коэффициент ширины колеса к межосевому расстоянию
.
По ГОСТ 2185-81 примем значение .
Выберем нормальный модуль зацепления в пределах и приравняем его к стандартному значению:
По ГОСТ 9563-80 примем
Определим суммарное число зубьев шестерни и колеса. Предварительно приняв угол наклона зубьев , воспользуемся формулой 7.6[1] для косозубых колёс со стандартным нормальным модулем:
Число зубьев шестерни: .
Число зубьев колеса: .
Проверка значения передаточного числа:
Проверка межосевого расстояния:
Уточненное значение угла наклона зубьев:
Расчет делительных диаметров:
Шестерни:
Колеса:
Проверка:
Определение геометрических параметров передачи:
диаметры вершин зубьев:
Ширина колеса:
Ширина шестерни:
Коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Окружная скорость и степень точности передачи:
По таблице 7.2 [1], при скорости , назначим 8-ю степень точности передачи и . По таблице 7.1 [1], при симметричном расположении колес примем . По таблице 7.3 [1] .
Проверку передачи на выносливость по контактным напряжениям выполним по формуле 7.13 [1]:
,
Условие на выносливость по контактным напряжениям выполнено.
Силы, действующие в зацеплении:
окружная: ;
радиальная: ;
осевая: .
Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле 7.14 [1]
, где - коэффициент нагрузки. .
По таблице 7.4 [1] примем ; по таблице 7.5 [1] примем .
.
- коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий (для косозубых передач) от эквивалентного числа зубьев.
Эквивалентные числа зубьев:
у шестерни:
у колеса:
По таблице 7.5 [1] примем и
Допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба:
По таблице 7.6 [1] для сталей 40ХН и 40Х с объемной закалкой примем ; .
Для шестерни:
Для колеса:
Допускаемые напряжения:
Для шестерни:
Для колеса:
Находим отношение
Для шестерни:
Для колеса:
Дальнейший расчет выполняем для колеса, у которого найденное отношение имеет большее значение. При этом сопряженное колесо будет иметь больший запас прочности.
Определим коэффициенты по формулам 7.18 [1] и 7.19 [1]:
где – коэффициент торцового перекрытия, – степень точности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.