Введение
Целью курсового проектирования является развитие самостоятельных навыков творческой работы студентов, определение степени практического овладения теоретическим курсом предмета «Детали машин и основы конструирования», а также развитие расчетно-графических навыков студентов в работе с прикладными компьютерными программами. Умение правильно и эффективно пользоваться технической литературой, справочниками и действующими государственными стандартами даёт студенту возможность быстрого использования полученных знаний в производственных условиях.
Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство в эксплуатации и экономичность.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине.
Назначение редуктора – понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим.
В курсовой работе необходимо спроектировать редуктор для цепного транспортера, подобрать электродвигатель, рассчитать цепную, ременную передачи, а также выполнить расчёты на прочность, жёсткость, износостойкость, долговечность деталей проектируемого редуктора. Редуктор состоит из литого чугунного корпуса, в котором помещены элементы передачи: шестерни, колёса, подшипники, валы и пр.
1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет
Общий КПД привода конвейера:
, где по таблице 1.1[1] принимаем:
- КПД цилиндрической передачи;
- КПД червячной передачи;
- КПД пары подшипников качения;
- КПД цепной передачи.
![]()
Зная общий КПД можем вычислить номинальную мощность:
![]()
График следует понимать так: в течение суток привод работает 50% времени, то есть продолжительность его включения ПВ = 50%.
В течение года привод работает 65% времени, и значит, общее время работы привода за 1 год составит:
![]()
Исходя из графика нагрузки видим, что с мощностью 1,44 кВт двигатель работает всего 0,2 времени, 0,003 времени двигатель работает с Nтреб·1,3, 0,3 времени двигатель работает с Nтреб·0,7 и 0,5·Nтреб двигатель работает 0,5 времени.
Найдем эквивалентную мощность

![]()
По каталогу выпускаемых электродвигателей, выбираем двигатель мощностью 1,5 кВт. - 4А90L6. Но он будет недогружен на (1,5 /1,44 = 1,04) = 4% по номинальной мощности.
Нам потребуется электродвигатель с частотой
вращения 1000 мин-1. Для данных двигателей по каталогу отношение
пускового момента к номинальному
.
Находим фактические обороты двигателя:
![]()
Найдем диаметр звездочки на конвейере:
![]()
Зная диаметр звездочки найдем число ее оборотов:
![]()
Теперь найдем общее передаточное отношение:
![]()
Для цилиндрической передачи ![]()
Для червячной передачи ![]()
Отношение цепной передачи: ![]()
Рассчитываем моменты на каждом валу:
- на валу двигателя
;
- на валу колеса цилиндрической передачи
;
- на валу колеса червячной передачи
;
- на валу звездочки цепной передачи
.
Угловые скорости валов привода:
- угловая скорость двигателя:
;
- угловая скорость на входящем валу редуктора:
;
- угловая скорость на выходном валу редуктора:
;
- угловая скорость на конвейере:
.
2 Расчет цилиндрической зубчатой передачи
Выбираем материалы для изготовления шестерни и колеса. Для шестерни по [1], таблица 6.1 принимаем сталь 40ХН, термическая обработка – объемная закалка твердость HRC 40, для колеса принимаем сталь 40Х, термическая обработка - объемная закалка, твердость HRC 38.
Допускаемые контактные напряжения по формуле 7.2 [1]
, где
- предел контактной выносливости при базовом числе
циклов.
По таблице 6.3[1] для углеродистых сталей с
твердостью HRC 38-50 и термической обработкой (объемная закалка)
= 18HRC + 150;
- коэффициент долговечности, принимаем
=1.
Коэффициент безопасности принимаем
.
, - для шестерни;
, - для колеса.
Расчетное допускаемое напряжение:
![]()
Рассчитываем межосевое расстояние по формуле 7.1[1]:

где
– для косозубых передач
= 1,25 – коэффициент неравномерности распределения
нагрузки по ширине зубчатого венца – по таблице 7.1[1].
Коэффициент ширины колеса к межосевому расстоянию
.
По ГОСТ 2185-81
примем значение
.
Выберем нормальный модуль зацепления в
пределах
и приравняем его к стандартному значению:
По ГОСТ 9563-80 примем ![]()
Определим суммарное число зубьев шестерни и
колеса. Предварительно приняв угол наклона зубьев
, воспользуемся формулой 7.6[1] для косозубых колёс
со стандартным нормальным модулем:
![]()
Число зубьев шестерни:
.
Число зубьев колеса:
.
Проверка значения передаточного числа: ![]()
Проверка межосевого расстояния:
![]()
Уточненное значение угла наклона зубьев:
![]()
Расчет делительных диаметров:
Шестерни: ![]()
Колеса: ![]()
Проверка: ![]()
Определение геометрических параметров передачи:
диаметры вершин зубьев:
![]()
![]()
Ширина колеса: ![]()
Ширина шестерни: ![]()
Коэффициент ширины шестерни по диаметру: ![]()
Окружная скорость и степень точности передачи:
![]()
По таблице 7.2 [1], при скорости
, назначим 8-ю степень точности передачи и
. По таблице 7.1 [1], при симметричном расположении
колес примем
. По таблице 7.3 [1]
.
![]()
Проверку передачи на выносливость по контактным напряжениям выполним по формуле 7.13 [1]:
,

Условие на выносливость по контактным напряжениям
выполнено.
Силы, действующие в зацеплении:
окружная:
;
радиальная:
;
осевая:
.
Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле 7.14 [1]
, где
- коэффициент нагрузки.
.
По таблице 7.4 [1] примем
; по таблице 7.5 [1] примем
.
.
- коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий
(для косозубых передач) от эквивалентного числа зубьев.
Эквивалентные числа зубьев:
у шестерни: ![]()
у колеса: ![]()
По таблице 7.5 [1] примем
и ![]()
Допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба:
![]()
По таблице 7.6 [1] для сталей 40ХН и 40Х с
объемной закалкой примем
;
.
Для шестерни: ![]()
Для колеса: ![]()
Допускаемые напряжения:
Для шестерни: ![]()
Для колеса: ![]()
Находим отношение ![]()
Для шестерни: ![]()
Для колеса: ![]()
Дальнейший расчет выполняем для колеса, у которого найденное отношение имеет большее значение. При этом сопряженное колесо будет иметь больший запас прочности.
Определим коэффициенты по формулам 7.18 [1] и 7.19 [1]:
![]()
![]()
где
– коэффициент торцового перекрытия,
– степень точности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.