Ордера: дорический, ионический, коринфский

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Санкт-Петербургский Государственный Университет Петра Великого Институт Металлургии, Машиностроение и Транспорта Кафедра Инженерной Графики и Дизайна

Курсовая работа

По дисциплине: Архитектоника конструкций

На тему: «Ордера: дорический, ионический, коринфский»

Выполнил:

Студенты группы 23305/5

Проверил:

Санкт-Петербург

2017

Оглавление

1. Дорический ордер …………………………………………………………...…1

1.1. История …………………………………………………………………….…1

1.2. Описание элементов дорического ордера ………………………………….4

1.3. Причина возникновения элемента ………………………………………….5

1.4.Механические свойства ……………………………………………………...6

1.5 Конструктивная схема……………………………………………………..…7

1.6. Примеры применения в античности……………………………………..….7

1.7. Примеры применения в современности ……………………………………8

2. Ионический ордер………………………………………………………….....10

2.1. История ……………………………………………………………………...10

2.2. Описание элементов ионического ордера…………………………………12

2.3. Причина возникновения элемента…………………………………………14

2.4. Механические свойства…………………………………………………….16

2.5 Конструктивная схема……………………………………………………....17

2.6. Примеры применения в античности ………………………………………18

2.7. Примеры применения в современности …………………………………..19

3. Коринфский ордер …………………………………………………………....20

3.1. История ……………………………………………………………………...21

3.2. Описание элементов дорического ордера…………………………………24

3.3. Причина возникновения элемента…………………………………………24

3.4. Механические свойства…………………………………………………….24

3.5 Конструктивная схема………………………………………………………24

3.6. Примеры применения в античности……………………………………….26

3.7. Примеры применения в современности…………………………………...27


1. Дорический ордер

Дорический ордер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами - дентикулами.

Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером.

В греческом дорическом ордере колонны не имеют баз, неглубокие каннелюры перерезаны канавкой шейки под капителью, имеющей форму круглой подушки. Фриз состоит из чередующихся триглифов и метоп.

Римский дорический ордер отличается от греческого наличием баз у колонн и более стройными пропорциями последних.

Дорический ордер в наиболее ясной и лаконичной форме выявил тектоническую основу греческого зодчества, одновременно обратив ее в основу гибкой системы архитектурных художественно-выразительных средств.

(рис.1)

1.1  История.

Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Дорический ордер окончательно сформировался на Пелопоннесе и в Греции в VII в. до н.э. Но каковы же начала, от которых произошли общие формы дорического ордера?

Существуют две официальные теории происхождения форм дорического ордера.

Одна из них, более старая, выводит дорийский ордер из подражания системе деревянных конструкций. Эта теория была нами предварительно изложена при описании греческих деревянных конструкций. Колонна в таком случае является подражанием деревянному столбу. Утончающийся кверху ствол дерева, покрытый зарубками, сделанными топором, должен был послужить образцом для конусообразного каннелированного ствола колонны. Капитель с абакой должна являться как бы подушкой, предназначенной для поддержания балок. Архитрав, согласно этой теории, должен представлять собой каменный прогон, заменивший деревянные балки древнейших храмов. Триглифы как бы воспроизводят концы балок, перекрывающих потолок, или же, скорей, ту декоративную деревянную обшивку, которая на них надевалась, мутулы – концы решетки или обшивку из досок, или, скорее, дощатую обшивку кровельного желоба. Общность форм древнейших деревянных храмов и построенных по их образцу каменных храмов была настолько велика, что можно было свободно заменить деревянные столбы каменными колоннами, не изменяя общего вида постройки, как это было сделано с храмом Геры в Олимпии.

Эта теория считалась бесспорной вплоть до наших дней.

Существует и вторая теория.

Около 1820г. Гюбш начал опровергать ее во имя чисто художественных принципов. Каким образом мог дорийский ордер, это совершеннейшее создание каменной конструкции, быть копией с деревянного образца? Как могли греки в лучшем из своих творений грешить против художественной правды, являющейся высшим законом искусства? Вместо того, чтобы искать объяснение формам дорийского ордера в голой традиции, нельзя ли было бы найти это объяснение в самих требованиях строительного искусства?

И, действительно, его находят именно здесь. Дорийская колонна с ее сильным расширением книзу имеет профиль, вполне соответствующий каменной опоре. Архитрав представляет собой перекладину, карниз служит для отвода воды от стен. Остается объяснить фриз. Можно толковать его как легкую стенку, позволяющую повысить уровень карниза, не преувеличивая высоты колонн. Строго говоря, ансамбль дорийского ордера можно объяснить путем и той и другой теории. К счастью, обе гипотезы вполне возможно согласовать. Если оказывается верным то, что в греческой деревянной конструкции деревянные балки выполняют ту же функцию, что и каменные архитравы, и что деревянные конструкции представляют собой как бы каменную работу, воплощенную в дереве, то не удивительно, что можно производить формы дорийского ордера по желанию и от дерева и от камня. Но аналогия с деревянными постройками простирается и на такие детали, которые нельзя объяснить из одной только структуры. Определение фриза является слабым местом этой новой теории, особенно плохо поддаются объяснению мутулы. Тем очевиднее, что надо видеть здесь один из тех примеров необычайной

Похожие материалы

Информация о работе