Столиным – было принято понимание самоотношения в контексте представлений о смысле «Я». Смысл «Я» предполагает определенный язык его выражения, а этот «язык» может обладать некоторой спецификой как для различных индивидов, так и для различных социальных групп или других социальных общностей. Причем алфавит этого языка должен быть достаточно широким, так как в связи с противоречивостью бытия, пересечением деятельностей и «противоборством» мотивов субъект должен испытывать достаточно широкую гамму чувств и переживаний в свой адрес.
Самоотношение понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система. Самоотношение может быть понято как выражение смысла «Я» для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.
Шкалы:
1) Закрытость
2) Самоуверенность
3) Саморуководство
4) Отраженное самоотношение
5) Самоценность
6) Самопринятие
7) Самопривязанность
8) Внутренняя конфликтность
9) Самообвинение
Полное описание методики МИС см. в приложении 3.
3) Методы математической обработки данных.
Обработка результатов исследования реализована в программах Microsoft Excel и STATISTICA 10.0 и проведена с помощью методов описательной и математической статистики. Включает: сравнение по процентам, расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена, расчет U-критерия Манна-Уитни [Источник: Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.].
2.2 Особенности системы отношений личности к временному континууму у студентов
Результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо у студентов различных факультетов представим в средних показателях по шкалам в таблице 2.1. Первичные данные см. в приложении 4.
Таблица 2.1 - Результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо
Шкала |
Студенты математического факультета |
Студенты психологического факультета |
Негативное прошлое |
3,3 |
2,9 |
Гедонистическое настоящее |
3,5 |
3,6 |
Будущее |
3,3 |
3,3 |
Позитивное прошлое |
3,4 |
3,5 |
Фаталистическое настоящее |
2,9 |
2,8 |
Трансцендентное будущее |
3,1 |
3,3 |
Итак, в целом найденные значения показывают, что они находятся в пределах значений, которые являются средними. Для наглядности покажем результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо среди студентов на гистограмме (см. рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Показатели опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо
У студентов математического факультета (3,3) более выражена степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований, чем у студентов психологического факультета (2,9). Следует отметить, что показатель находится в пределах среднего значения.
У студентов математического факультета (3,5) менее выражено гедонистическое, рискованное, «а мне все равно» отношение ко времени и жизни, чем у студентов психологического факультета (3,6). Гедонистическое настоящее предполагает ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград.
У студентов математического факультета (3,3) одинаково со студентами психологического факультета (3,3) выражена степень ориентации на будущее, которая выражает наличие у личности целей и планов на будущее.
У студентов математического факультета (3,4) менее выражена степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию, чем у студентов психологического факультета (3,5).
У студентов математического факультета (2,9) более выражена степень фаталистического, беспомощного и безнадежного отношения к будущему и жизни, чем у студентов психологического факультета (3,8).
У студентов психологического факультета (3,3) более выражена степень отношения к трансцендентному будущему, чем у студентов математического факультета (3,1). Студенты психологического факультета в большей степени убеждены в том, что существуют некие законы жизни, предписанные Богом, по которым и должны жить люди.
Укажем результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо у студентов различного пола. Представим полученные данные в средних показателях по шкалам в таблице 2.2. Первичные данные см. в приложении 4.
Таблица 2.2 - Результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо
Шкала |
Студенты женского пола |
Студенты мужского пола |
Негативное прошлое |
3,1 |
2,9 |
Гедонистическое настоящее |
3,6 |
3,5 |
Будущее |
3,3 |
3,2 |
Позитивное прошлое |
3,6 |
3,1 |
Фаталистическое настоящее |
3 |
2,5 |
Трансцендентное будущее |
3,4 |
2,9 |
Итак, в целом найденные значения показывают, что они находятся в пределах значений, которые являются средними. Отметим, что у студентов женского пола показатели выше, чем у мужского пола по всем рассматриваемым шкалам. Наиболее существенные различия по степени отношения к фаталистическому настоящему, позитивному прошлому и трансцендентному будущему. Для наглядности покажем результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо среди студентов разного пола на гистограмме (см. рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Показатели опросника временной перспективы и опросника временной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.