Личность и её особенности в социальной психологии. Эмпирическое исследование

Страницы работы

35 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Личность и её особенности в социальной психологии. 4

1.1 Личность в социальной психологии. 4

1.2. Проблемы личности в социальной психологии. 4

1.3 Проблемы социально-психологического исследования личности. 4

Вывод по 1 главе. 4

Глава 2. Эмпирическое исследование. 4

2.1. Программа и методы исследования. 4

2.2. Анализ результатов исследования. 4

Выводы по 2 главе. 4

Заключение. 4

Список использованной литературы.. 4

Приложение 1. 4

Приложение 2. 4

Приложение 3. 4

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том. Что в  настоящее время интерес к человеческой личности проявляет не только весь комплекс психологических наук, но также философия, социальная и культурная антропология, этика, педагогика и многие другие науки и дисциплины; при этом они рассматривают феномен личности с точки зрения своих исследовательских интересов и в той научной логике, которая сложилась в их методологической традиции. Для социальной психологии важно обозначить отличие своего подхода к личности от других исследовательских подходов и даже от подходов социологии и психологии как своих методологических и теоретических источников, соответствующих дисциплинам "Социология личности" и "Психология личности".

Объект исследования – личность.

Предмет исследования – методики исследования проблем личности.

Цель работы заключается в изучении проблем личности в социальной  психологии.

Для достижения данной цели, в работе поставлены следующие задачи:

-изучить теоретические аспекты личности  в социальной психологии;

- исследовать проблемы личности в социальной психологии;

-изучить проблемы и методы социально-психологического исследования личности;

- провести эмпирическое исследование.

Структура исследования состоит из введения, двух глав и заключения.

Первая глава работы – теоретическая. В ней рассмотрены теоретические вопросы проблемы личности в социальной психологии.

Во второй главе изложено эмпирическое исследование.

Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше у ребёнка социальный статус в группе сверстников, тем выше у него личностная самооценка.

При написании  теоретической части работы были использованы методы анализа и синтеза.

В  результате проведения эмпирического исследования были использованы: социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо-С.Рубинштейна. 

Глава 1. Личность и её особенности в социальной психологии

1.1 Личность в социальной психологии

Социология личности уделяет преимущественное внимание объективным закономерностям общественного развития и тому, как они отражаются в закономерностях формирования и жизнедеятельности человека как социального существа.

Личность в социологии рассматривается как носитель определенных общественных отношений, при этом неизбежно рассмотрение личности человека в рамках его принадлежности к определенной социальной группе. В психологии личности присутствует известный разнобой в понимании того, что представляет собой "личность". В настоящее время в науке одновременно насчитывается более сотни определений этого понятия и любое из них отражает авторскую концепцию и авторскую точку зрения на этот феномен.

Социальная психология личности, сообразно представленным границам социологии и психологии, вполне вписалась бы в ту научную сферу, где начинают анализироваться социальные связи и отношения личности. При этом закономерно возник бы вопрос: какой круг исследовательских возможностей открывается перед социальной психологией при этом?

Этот вопрос постоянно обсуждается в научной литературе. Теоретическое единство взглядов на данную проблему пока не достигнуто, а в практической работе просто ставятся и разрешаются конкретные задачи, что считается вполне приемлемым при нынешнем положении дел в проблематике социальной психологии.

В настоящее время в социальной психологии от социологического понимания в практической исследовательской специфике используется представление о человеке как о социальном типе. При этом такое важное обстоятельство как складывание данного типа обнаружено во влиянии макроструктуры общества на конкретного человека посредством социальных институтов и текущей культурно-исторической специфики общественных отношений. От общепсихологического понимания пришло представление о человеке как о психотипе, в котором структура личности представлена в интегральной целостности психических процессов, состояний и свойств. На этом фоне практически значимые исследования социальной психологии в основном касаются проблемы социальной детерминации личности, которая выступает в качестве активного субъекта деятельности и общения преимущественно вне биосоматических и психофизиологических параметров; исследовательское внимание фиксируется и на проблемах внутренней противоречивости личности, на проблемах самосознания и самовоспитания. Существующая известная противоречивость в отношении понимания социальной природы личности, отраженная в многочисленных исторических и современных полемиках о предмете социальной психологии не помешала признанию существования социально обусловленных характеристик личности и формирования определенных личностных черт в результате социального воздействия, что безусловно является специфическим аспектом практической социальной психологии личности.

Задача теоретического социально-психологического исследования личности в процессе складывания этой предметной области заключается в необходимости раскрытия структурной сложности личности, которая есть одновременно субъект и объект общественных отношений. При этом характеристика личности рассматривается в большей степени как продукт социальных обстоятельств и социальных взаимоотношений (например, - в национальных, классовых, профессиональных детерминационных спецификах; в общественно-исторических формах проявления активности; в культурных моделях самосознания и т.п.). Одновременно, личность рассматривается и как форма социальной сути человека, усвоившего социальные влияния в процессе социализации, и реализованной в конкретных группах и определенной деятельности. В целом социально-психологический подход к исследованию личности связан с рассмотрением традиционных проблем общения и деятельности, с проблематикой малой и большой группы, но представленной как бы с другой стороны, т.е. со стороны личности.

Собственно социальная психология личности начинается, с одной стороны

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
98 Kb
Скачали:
0