Задача 2
1. Рассчитать и выбрать посадку с натягом для соединения зубчатого колеса с валом (рис. 2.1).
2. Выполнить анализ полученной посадки и построить схему расположения полей допусков.
3. Обозначить посадку соединения и поля допусков сопрягаемых деталей на эскизах.
Таблица 1 – Исходные данные
Диаметр соединения вала, d, мм |
150 |
Диаметр впадин зубчатого колеса, |
300 |
Длина соединения вала и зубчатого колеса, L, мм |
250 |
Крутящий момент, |
12000 |
Шероховатость поверхности вала, |
6,3 |
Шероховатость поверхности зубчатого колеса, |
6,3 |
Марка стали |
45 |
Предел текучести, Па |
36·107 |
Таблица 2 – Основные данные для расчёта
Название и размерность параметра вала и колеса |
Вал |
Зубчатое колесо |
Длина соединения L, мм Диаметр соединения (вала и отверстия ступицы), мм |
L = 120 d = D = 150 |
|
Диаметр впадин зубчатого колеса, мм Модуль упругости, Па (Н/ м2) Предел текучести, Па (Н/ м2) Коэффициент Пуассона μ Шероховатость поверхности, мкм |
Ed = 2,06 · 1011 σT = 36 · 107 μd = 0,3 Rzd = 6,3 |
d2 = 300 ED = 2,06 · 1011 σT = 36 · 107 μD = 0,3 RzD = 6,3 |
Рисунок 1 – Общий вид вала в сборе
Расчёт функциональных натягов
Используя один из методов расчёта посадок с натягом [1, 3, 4, 5] и др., вычисляем значения наименьшего расчётного натяга, обеспечивающего взаимную неподвижность соединяемых деталей, и наибольшего расчётного натяга, определяющего прочность соединяемых деталей.
Натяги Nmin и Nmax, обеспечиваемые стандартной посадкой, должны удовлетворять условиям:
Nminф < Nmin, Nmaxф > Nmax.
Значение наименьшего расчётного натяга определяется по формуле, мкм:
, (2.1)
где РЭ – удельное контактное эксплуатационное давление при действии крутящего момента, Па:
, (2.2)
где f – коэффициент трения, f = 0,15;
n – коэффициент запаса прочности соединения, n = 1,5 – 2;
D = d – номинальный диаметр соединения, м;
L – длина соединения, м.
Па
CD и Cd – коэффициенты Ламэ:
(2.3)
(2.4)
где d1 – внутренний диаметр вала (если вал полый), м. В нашем случае d1 = 0;
d2 – наружный диаметр втулки или впадин зубчатого колеса, м.
Подставляя полученные значения величин в (2.1), получим:
Nmin расч = 54,968 мкм;
Наибольший расчётный натяг определяется по формуле, мкм:
, (2.5)
где Рдоп – наибольшее допускаемое давление на поверхности вала или втулки, Па:
на поверхности втулки отсутствуют пластические деформации при
(2.6)
на поверхности вала отсутствуют пластические деформации при
(2.7)
Исходя из наименьшего допускаемого давления Рдоп, получим (2.5) максимальный расчётный натяг Nmax расч = 405,437 мкм.
Находим поправку к расчетному натягу на смятие неровностей поверхности детали URz, остальные поправки можно принять равными нулю [1, 3, 4].
мкм, где k – коэффициент, учитывающий высоту смятия неровностей отверстия втулки и вала (табл. 3). Для принятого метода сборки (с нагревом зубчатого колеса) принимаем k = 0,5.
Таблица 3
Метод сборки соединения |
k |
|
Механическая запрессовка при нормальной температуре |
без смазочного материала |
0,25 – 0,5 |
со смазочным материалом |
0,25 – 0,35 |
|
С нагревом охватывающей детали |
0,4 – 0,5 |
|
С охлаждением вала |
0,6 – 0,7 |
С учетом поправки величины граничных допустимых значений функциональных натягов для выбора посадки будут равны:
мкм,
мкм.
Схема расположения полей допусков посадки с натягом в системе отверстия, используемая для выбора стандартной посадки, представлена на рис. 2.2. Нижнее отклонение основного отверстия EI = 0.
Рис. 2.2. Схема расположения полей допусков
посадки с натягом в системе отверстия
Исходя из условия, что натяг, обеспечиваемый стандартной посадкой (ГОСТ 25347-82), должен быть меньше функционального (см. рис. 2.2):
(Nmax = es – EI) < Nmax ф ,
определяем наибольшее допустимое значение верхнего отклонения вала:
es < Nmax ф - EI = 418,037 - 0 = 418,037 мкм. (2.8)
В табл. 1 приложения приведены рекомендуемые ГОСТ 25347-82 посадки в системе отверстия. При изготовлении отверстия по седьмому (Н7) или по восьмому (Н8) квалитету для получения натяга используются поля допусков валов:
для Н7 – p6, r6, s6, s7, t6, u7 (посадки H7/p6, H7/r6, H7/s6, H7/s7, H7/t6, H7/u7);
для H8 – s7, u8, x8, z8 (посадки H8/s7, H8/u8, H8/x8, H8/z8).
Выбрав отклонения, соответствующие этим полям допусков по табл. 2 приложения (ГОСТ 25347-82) или по [4, 6, 8] и др., проверяем выполнение неравенства (2.8) по величине верхнего отклонения вала для рассматриваемых полей допусков валов. Например
150u8: es = +253 мкм < (429,3 мкм = Nmax ф).
Принимаем поле допуска 150u8 (es = +253 мкм, ei = +190 мкм), так как в этом случае неравенство (2.8) выполняется (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Схема расположения полей допусков посадки
с натягом с валом 150u8
Исходя из условия (Nmin = ei – ES) > Nmin ф, определяем наибольшее допустимое значение верхнего отклонения основного отверстия:
ES < ei - Nmin ф = +190 – 67,568 = 122,432 мкм. (2.9)
Определяем верхние отклонения полей допусков основных отверстий по табл. 3 приложения (ГОСТ 25347-82). Из полученных отклонений выбираем отклонения, обеспечивающие выполнение неравенства (2.9):
150 Н8: ES = + 72 < 91 мкм - неравенство выполняется;
Принимаем поле допуска 150Н8 (ES = +63 мкм; EI = 0) и рекомендуемую
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.