Износ и трение. Портативный комплект для экспресс диагностики моторных масел

Страницы работы

Фрагмент текста работы

результате в нём возникают многочисленные «зародыши» трещин, что, в свою очередь, приводит к ускоренному разрушению трущихся деталей. Система защиты от водородного изнашивания представляет собой целое трибологическое направление.          На практике чаще всего используют следующую классификацию видов изнашивания.           Механическое изнашивание возникает тогда, когда рабочая поверхность сопрягается с достаточно твердыми телами, которые могут ее царапать или резать. Например, изнашивание лемехов плуга и лап культиваторов, ибо оно происходит от воздействия почвы, в которой содержатся твердые кварцевые частицы.

Молекулярно-механическое изнашивание характеризуется вырыванием частиц рабочих поверхностей в результате их налипания и наволакивания, а также переносом металла с поверхности одного сопряженного тела на поверхность и в приповерхностный слой другого.

Коррозионно-механическое изнашивание происходит при воздействии на трущиеся поверхности агрессивной среды (кислот и щелочей), которая вызывает химическую коррозию рабочих поверхностей трущихся деталей. При этом продукты химического взаимодействия (оксиды) отделяются при трении или же смываются смазочным материалом.

Как правило, при эксплуатации оборудования сочетаются закономерности всех трех видов изнашивания. Например, изнашивание гильз цилиндров двигателей и поршневых колец происходит под действием абразива (дорожная или почвенная пыль), продуктов сгорания топлива, образующих агрессивную среду (серная кислота и др.), а также высокой температуры, давления и кислорода воздуха.

Снижение износа закладывается ещё на стадии конструирования оборудования, а обеспечивается на стадии изготовления и эксплуатации. Задача конструктора создать узел трения таким образом, чтобы в нем обеспечивались оптимальные условия трения (скорости, нагрузки и т.д.). На условия трения, в частности, оказывают влияние выбор материала деталей, точность их изготовления, качество трущихся поверхностей. Важной задачей является определение способа организации смазывания: подачи смазки, ее очистки и замены. Потребителю важно правильно оценить оборудование при выборе по указанным выше критериям и обеспечивать его эксплуатацию с минимизацией износа: подбор квалифицированного персонала, выбор смазочных материалов, своевременное техническое обслуживание и т.д. Методы снижения износа постоянно совершенствуются. Так, снизить потери на трение позволяет применение закономерностей избирательного переноса - особого вида трения, обусловленного самопроизвольным образованием в зоне контакта неокисляющейся тонкой металлической плёнки с низким сопротивлением сдвигу и неспособной наклёпываться. На такой плёнке в свою очередь образуется полимерная плёнка, создающая дополнительный антифрикционный слой. Ценность полезных физико-химических явлений, лежащих в основе избирательного переноса состоит в том, что они работают против факторов, ведущих к разрушению поверхностей трущихся деталей. И это учитывается конструкторами при разработке систем снижения износа. Износостойкость во многом зависит от окончательной (финишной) технологической обработки поверхностей. К новым методам такой обработки можно отнести вибрационную обработку поверхностей и алмазное выглаживание. Одной из последних разработок в этой области является финишная антифрикционная безобразивная обработка, при которой поверхность трения детали покрывается тонким слоем латуни, бронзы или меди путём использования явления переноса при трении металла. Такой вид обработки придаёт стальной или чугунной поверхности высокие антифрикционные свойства.

Трение

Трение - одно из самых распространённых физических явлений, поскольку оно возникает при взаимном перемещении любых соприкасающихся поверхностей. Главная заслуга силы трения в том, что она позволяет людям и транспорту передвигаться: по земле, асфальту, рельсам. Трение может быть полезным и в случае его применения для передачи усилий (фрикционные передачи, тормозные системы и др.). В то же время потерю мощности двигателей, снижение коэффициента полезного действия механизмов и их износ трудно причислить к полезным свойствам трения. В процессе работы различных узлов и механизмов сила трения направлена по касательной к поверхности трущихся деталей в сторону, противоположную движению. В результате детали изнашиваются. И в этом случае сила трения является вредной. Поскольку на преодоление трения затрачивается энергия

Похожие материалы

Информация о работе