Трезвый выход из пьяного тупика, страница 10

Второе, алкоголь – доступен. В России, он – сверх доступен. И по цене, и по местам продажи.

Пока минимальная цена водки – 190 рублей (как сейчас – с 1 января 2014 г.), а билет в кино – 200-400 рублей, то многие молодые люди будут решать проблему своего досуга с помощью водки.

Пока алкоголь будет продаваться на каждом углу, в каждом магазине, торговля будет постоянно провоцировать на приобретение спиртного зависимых граждан. Вот, например, решил глава семьи бросить пить с понедельника. Решил. Пошел в магазин за молоком и хлебом. Взял молоко и хлеб. Стоит в очереди около кассы. И около полок с водкой. Стоит. А изнутри подпирает, «жабры гореть» начинают. Постоял минуту, другую. «Эх, начну со следующей недели». И все. Взял бутылку и пошел к друзьям в гараж.

Третье, и самое главное. Алкогольные стереотипы поведения, или «питейные традиции».

Поведение каждого человека, в значительной степени определяется теми моделями, «программами» поведения, которые формируются в нем под воздействием окружающей действительности: семьи, друзей, телевидения.

Далее (слайд № 27), когда у человека сформирована алкогольная программа поведения, реализуется очень простой механизм спаивания. Приобщение: первый опыт употребления спиртного. У кого-то это знакомство с ядом происходит пораньше – в 10-12 лет, у кого-то – в 15-16 лет. В последнем случае, нередко, за праздничным семейным столом, с согласия родителей. У кого-то, уже после школы: в институте или в армии. Как правило, этот первый опыт связан с неприятными ощущениями: организм сопротивляется насильственному отравлению. Кружится голова, тошнит, рвота и т.д. Но дети, подростки «мужественно» преодолевают эти чувства. Как же, надо показать, что ты уже «взрослый»! А дальше - обычный путь: сначала  - очень редко, только по большим праздникам, потом редко – уже на каждый праздник, потом – почаще, еженедельно, ежедневно. И вот уже появилась привычка, а затем и зависимость.

А теперь давайте посмотрим, как у человека, незнакомого с алкоголем, с питейными традициями постепенно формируется эта самая алкогольная программа поведения.

Вот, родился человечек.

Слайд №28 (человечек)

Естественно, он – трезвенник. Он не пьет алкоголь. Он пьет что? Правильно, молоко матери или соки детского питания. Алкоголь ему не нужен. Он живет и радуется жизни без спиртного.

Далее, он начинает познавать окружающий его мир. Внимательно присматривается к окружающим его людям, образам. Что он видит?

Слайд № 29 (Ну погоди!)

Да! Это – любимые мультфильмы нашего детства. Скажите, на кого хочет быть похожим маленький зритель, например, мальчик 8 лет? На волка или на зайца? (Ответы: на волка, на зайца). Почему вы считаете, что на волка? Действительно, любой педагог (можно обратиться к присутствующим в аудитории учителям) скажет вам, что на определенном этапе становления личности ребенок пытается перенять взрослые модели поведения, доказать себе и окружающим, что он – «уже взрослый». В этом смысле, волк – модель поведения взрослого человека: детям нельзя курить, а взрослому (волку) - можно, детям нельзя употреблять алкоголь, а взрослым (волку) – можно. Вот и подросток на известном этапе своего развития, чтобы показать свою «взрослость»,  берет в зубы сигарету, в руку - банку пива, и он – взрослый.  Поэтому «Ну, погоди!» в этом смысле – плохой фильм!

Далее, ребенок растет и смотрит другие фильмы.

Слайд № 30 (Жил был пес)

Да, этот мультик о дружбе пса и волка. Хороший, веселый мультик. Но какой здесь есть сюжет? Обычная украинская свадьба, на которой все гости упиваются. Ребенок смотрит этот фильм и думает: «Вот когда будет моя свадьба, то на ней все гости тоже обязательно упьются!»

И вот ребенок растет, а на экране телевизора – сплошь алкогольные сцены.

Слайды № 31 (Счастливы вместе), 32 (Пираты карибского моря)

Более сильное влияние, чем телевизор, на маленького человека оказывает семья: поведение его родителей, ближайших родственников.

Слайд № 33 (пример родителей)