Расчет тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобиля ВАЗ 21121

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Введение

Основной целью курсовой работы является углубление и закрепление знаний, полученных при изучении курса «Конструкция, расчет и потребительские свойства изделий» и развитие навыков по расчету эксплуатационных свойств автомобилей, необходимых для движения в заданных дорожных условиях. Упомянутая цель достигается на основе выполнения расчетов и построения тягово-скоростных и топливно-экономических характеристик автомобиля.

Исходные данные курсовой работы

1.1.  Задание №16 Расчет тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобиля ВАЗ 21121.

1.2.  Номер варианта 16.

1.3.  Марка автомобиля ВАЗ 21121

1.4.  Колесная формула 4х2.

1.5.  Тип двигателя – бензиновый расп. вп.

1.6.  Дорожные условия эксплуатации автомобиля.

Вид дорожного покрытия или тип почвы

Слагаемые сопротивления дороги

Коэффициент сопротивления качения f

Уклон дороги, %0

Булыжная дорога

0,025…0,030

35

1.7.Техническая характеристика автомобиля.

№ п/п

Параметры

Обозначение

Единица

измерения

Значения

параметров

1

2

3

4

5

1

Наибольшая высота автомобиля

-

мм

1460

2

Наибольшая ширина автомобиля

-

мм

1775

3

Снаряженная масса

-

кг

1175

4

Полная масса

-

кг

1725

П.о. 59,6%

З.о. 40,4%

5

Двигатель

-

-

Бенз. Расп.вп.

6

Число и расположение цилиндров

i

-

4 в ряда

7

Рабочий объем

Vh

см3

1596

8

Степень сжатия

ε

-

10,0

9

Макс. мощность

Nemax

кВт/мин-1

80/59/5200

10

Макс. крутящий момент

Memax

Нм/мин-1

120/2700

11

Коробка передач

-

Мех.

12

Передаточные числа

I

-

-

-

3,64

II

-

-

-

1,95

III

-

-

-

1,36

IV

-

-

-

0,94

V

-

-

-

0,78

13

Задний ход

-

-

3,50

14

Главная передача

-

-

3,70

15

Колесная формула

-

-

4х2

16

Привод

-

-

На передн. кол.

17

Шины

-

-

175/70/R13

18

Макс. скорость

Vmax

км/ч

170

19

Время разгона 0…100 км/ч

tp

с

13,5

20

Расход топлива л/100 км

-

л

21

Городской цикл

-

л

10

22

Загородный цикл

-

л

5,5

23

Смешанный цикл

-

л

24

Топливо

-

-

АИ-95

1.  Расчет тягово-скоростных свойств автомобиля

Тягово-скоростными называют свойства, определяющие возможные по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля при его работе на тяговом режиме в различных дорожных условиях.

Методы оценки тягово-скоростных свойств могут быть использованы для решения двух задач: 1) анализ скоростей, ускорений автомобиля с заданными конструктивными параметрами в различных дорожных условиях; 2) синтез конструктивных параметров, которые могут обеспечить необходимые значения скоростей и ускорений в заданных, а также в предельных дорожных условиях движения.

Возможны также сравнение автомобилей по показателям тягово-скоростных свойств и оценка их технического уровня и качества по степени соответствия нормируемым и рекомендуемым значениям этих показателей.

Расчет внешней скоростной характеристики двигателя

Скоростной характеристикой называется зависимость эффективной мощности и крутящего момента двигателя от угловой скорости коленчатого вала. У двигателей различают два типа скоростных характеристик: внешнюю (предельную) и частичные.

Внешнюю скоростную характеристику получают при полной нагрузке двигателя, т.е. при полной подаче топлива; частичные – при неполных нагрузках двигателя или при неполной подаче топлива.

                                                         (1)

где Ne – текущее значение эффективной мощности двигателя, кВт;

Nemax – максимальная эффективная мощность двигателя, кВт;

 - текущее значение угловой скорости коленчатого вала двигателя, рад/с;

 - угловая скорость коленчатого вала двигателя при максимальной мощности, рад/с;

 - постоянные коэффициенты, зависящие от типа и конструкции двигателя.

,                                                                                                  (2)

Крутящий момент на коленчатом валу двигателя (Нм) для тех же значений угловой скорости.

                                                                    (3)

где МN – момент на коленчатом валу при максимальной мощности двигателя, определяемый из соотношения МN=1000Nemax/, Нм;

Данные для построения графиков внешней скоростной характеристики заносятся в табл.1.    

Таблица 1

Параметры внешней скоростной характеристики двигателя

Параметры

Единица измерения

Текущее значение параметров

-

0,10  

0,20  

0,30  

0,40  

0,50  

0,60  

0,70  

0,80  

0,90  

1,00  

1,10  

1,20  

Ne

кВт

6,06  

12,84  

20,05  

27,42  

34,66  

41,49  

47,62  

52,77  

56,66  

59,00  

59,51  

57,91  

Me

Нм

53,40  

56,58  

58,92  

60,42  

61,10  

60,94  

59,96  

58,14  

55,48  

52,00  

47,68  

42,54  

рад/с

54,4

108,8

163,2

217,6

272

326,4

380,8

435,2

489,6

544

598,4

652,8

Рис.2. Внешняя скоростная характеристика двигателя

1.2.Определение параметров силовой передачи

1.2.1.Определение передаточного числа главной передачи

Передаточное число главной передачи i0 определяется из условия движения автомобиля по горизонтальной дороге с твердым покрытием со скоростью Vmax на прямой передаче и при полной нагрузке.

                                                                                    (4)

где – радиус качения колеса, м;

 – передаточное число высшей передачи коробке передач (в основном ). Если высшей будет ускоряющая передача, то ;

 – передаточное число высшей передачи в дополнительной коробке передач,

Радиус качения колеса rk, м, при дюймовой маркировке шин

                                                                            (5)

где – радиус качения колеса, м;

 – диаметр обода и высота профиля шин в дюймах;

 – коэффициент деформации шин, - шины легковых автомобилей.

Высота профиля шины может быть определена из соотношения Н/В.

Шины 175/70 R13

В=175 мм

70% - Н/В=0,70

 

- расчетное

- паспортное

1.2.2. Определение передаточных чисел коробки передач

Передаточные числа коробки передач начинают определять с первой передачи . Его выбирают из условия движения при заданном сопротивлении и отсутствии буксования ведущих колес:

где РСЦ – максимальная касательная реакция на ведущих колесах, реализуемая по условиям сцепления;

РТ – сила тяги, передаваемая от двигателя на ведущие колеса;

РД – сила суммарного дорожного сопротивления.

Из условия возможности движения при заданном сопротивлении

                                                                                       (6)

Из условия отсутствия буксования

                                                                                      (7)

где – коэффициент максимального дорожного сопротивления, для одиночных легковых и грузовых автомобилей принимают  (для переднеприводных автомобилей не более 0,35);

 – полный вес автомобиля, Н;

- максимальный крутящий момент двигателя, Нм, определяется по внешней скоростной характеристике;

 – коэффициент полезного действия трансмиссии, для легковых

Похожие материалы

Информация о работе