Этимологические аспекты ономастики и топонимики

Страницы работы

Фрагмент текста работы

произведениях русских писателей содержится множество «говорящих» фамилий.

В XVIII веке театральный зритель еще до начала представления знал, каких героев он увидит на сцене. Драматургу предписывалось давать персонажам "говорящие" фамилии. Прочитав в списке действующих лиц "Скотинин, Простаков и Вральман" или "Милон и Правдин", несложно было догадаться, что за характеры автор вывел в пьесе.

1)Иван  Александрович  Гончаров. Роман «Обломов».

Герой романа – Илья Ильич Обломов

Рассмотрим примеры ономастики в произведении Гончарова «Обломов». Фамилия Обломов значащая (от глагола «обломиться», «ломаться»). Обломов сломлен жизнью, пасует перед ее трудностями и проблемами. Имя Обломова – Илья Ильич - замкнуто, ибо бездеятельный и бесплодный способ существования предков Обломова находит в нем конечное завершение. Прежде всего, о чем должна говорить читателю фамилия героя, давшая название роману? Давно уже обращено внимание на зафиксированные в толковом словаре В.И.Даля такие значения слова «облом», как «грубый и неуклюжий, мужиковатый человек», возможно здесь и сопоставление со словом «облый»  («полный, плотный, толстый, тучный, тяжеловатый»). Не упускаем из виду и старинное значение слова «облый», также зафиксированное В.И.Далем: «округлый, округловатый». Образ Обломова стал нарицательным для обозначения лени, безволия и равнодушия к жизни. Тип, созданный Гончаровым, кроме того, обнаруживает черты ярко выраженной асоциальности, пассивности. Принято считать, что образ Обломова сугубо отрицательным, однако Обломов рисуется Гончаровым симпатичным, душевным и нравственно чистым : «в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отвязалось и откликалось на зов этого простого,  нехитрого, вечно доверчивого сердца». Одежда – его халат, стал символом лени.

Рассуждая о фамилии главного героя романа не сводятся, таким образом, к решению частного, хотя и важного вопросы. Вокруг него группируется ряд проблем, выявляющих диалектику авторской мысли, идейно-художественную концепцию личности Обломова. Итак, с одной стороны - представление о гармонии, уравновешенности, приобретающие в контексте романа глубокий философский смысл. С другой – дисгармония, разрушение, упадок. С одной стороны – возвеличивание «естественного человека», с другой – кризис «детского» сознания и трагедия обособленности, замкнутости, «единичности». И все это вместе составляет в диалектическом единстве рассмотренных выше противоположностей одно миросозерцание, одну судьбу, один характер человека, один характер человека, живущего в эпоху перехода от  «Сна» к «пробуждению», барина Ильи Ильича Обломова.

После написания Гончаровым романа «Обломов», появилось такое понятие, как обломовщина. Итак, что же такое обломовщина? Это понятие гораздо шире,  чем, кажется на первый взгляд. В него входит весь патриархальный уклад русской жизни с его ленью, праздностью, сонливостью в сочетании с добротой, любовью, поэтичностью. Кроме того, благополучная трудовая и культурная жизнь Штольцев представляет собой модернизированный буржуазный вариант обломовщины. То есть этим понятием можно обозначить такое состояние вообще, которое останавливается в своем развитии, замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным.

Герой романа «Обломов» - Штольц Андрей Иванович

Фамилия –Штольц переводится с немецкого словом «гордый». Главная черта в характере  Штольца - трудолюбие. Портрет  Штольца подчеркивает его динамичность: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости». У него нет лишних движений: «Если он сидел, то сидел спокойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно». Штольц – антипод Обломова, положительный тип практического деятеля. В образе Штольца, по замыслу Гончарова, должны были гармонично соединиться такие противоположные качества, как, с одной стороны, трезвость, расчетливость, деловитость; с другой - душевная стойкость, эстетическая восприимчивость, высокие духовные устремления, поэтичность. Штольц, в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизнь

Похожие материалы

Информация о работе