Свободные экономические зоны на территории Республики Беларусь

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Если международным соглашением по вопросам налогообложения предусмотрена более льготная ставка налога на доходы, то применяются положения международного соглашения.

- Налог на добавленную стоимость

Общая ставка НДС для резидентов СЭЗ «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон» и «Витебск» установлена в размере 10 %. Фактически же на сегодняшний день резиденты СЭЗ исчисляют налог на добавленную стоимость по общим ставкам.

Объектом обложения данным налогом являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь и за ее пределы, а также товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь.

- Экологический налог.

Резиденты СЭЗ уплачивают экологический налог в общеустановленном порядке, Экологическим налогом облагаются:

- Ставки налога за пользование природными ресурсами и за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются компетентными государственными органами. За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду свыше установленных лимитов налог взимается в 15-кратном размере. За превышение установленных объемов добычи природных ресурсов налог взимается в 10-кратном размере.

Увеличение перечня налогов на период функционирования СЭЗ не допускается. Контроль за соблюдением налогового законодательства резидентами СЭЗ осуществляется налоговыми органами Республики Беларусь.

- Таможенное регулирование

Согласно требованиям ст. 17 Закона СЭЗ может рассматриваться как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны (СТЗ).

При ввозе товаров на территорию СТЗ, а также при вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ, за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются.

- Валютное регулирование.

Согласно ст. 18 Закона на территории СЭЗ может использоваться национальная валюта Республики Беларусь и конвертируемая валюта иностранных государств в порядке, определяемом Национальным банком Республики Беларусь.

Основной особенностью осуществление расчетов, с участием резидентов СЭЗ является разрешение использования иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте между резидентами при расчетах с участием СЭЗ (п.25 Правил).

Резиденты СЭЗ вправе открыть в Республике Беларусь не более одного текущего счета в иностранных валютах и не более одного специального счета в иностранных валютах.

Свободные экономические зоны

Правительство надеется увеличить потенциал свободных экономических зон (СЭЗ) в несколько раз, о чем было заявлено на заседании круглого стола по проблемам законодательного регулирования СЭЗ. Правда, возможностей для этого остается все меньше: рентабельность зон за прошлый год снизилась почти на 40%, из них постепенно уходят зарубежные резиденты и капиталы. "Локомотив национальной экономики", как окрестили СЭЗ лет пять назад, не потянул груза "особенностей" нашего хозяйствования.

Еще одна серьезная проблема - неразвитость инфраструктуры зон. Мировой опыт показывает, что для того, чтобы привлечь доллар иностранных инвестиций в СЭЗ, необходимо вложить в развитие зоны около четырех долларов собственных средств. На это, как правило, расходуются бюджетные деньги. В Беларуси на СЭЗ из бюджета выделяется не более 10% необходимой суммы.

Первая в стране СЭЗ "Брест" создавалась как своеобразный испытательный полигон для привлечения инвестиций. Но первый же резидент зоны - немецкая фирма "Вестлайн" - пал жертвой этих испытаний. Безрезультатно прождав два года законодательных гарантий безопасности своих капиталов, фирма ушла из СЭЗ и стала работать в России. За все же время существования брестской зоны лишь несколько проектов стали действительно успешными. Их было бы больше, если бы не одно "но": местные сборы.

Кстати, предложения администраций по строгому ограничению перечня налогов и сборов для резидентов СЭЗ давно лежат в Совмине. Никакой реакции на них пока не последовало. А тем временем предприятия из свободных экономических зон уходят.

Поэтому, пока парламентарии высказываются, правительство собирается ограничить допуск продукции СЭЗ к реализации на внутреннем белорусском рынке. Других перемен, по крайней мере, положительных, не планируется. А значит, про повышение эффективности говорить не приходится

Похожие материалы

Информация о работе