Свободные экономические зоны как аккумулятор иностранных инвестиций

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Свободные экономические зоны как аккумулятор иностранных инвестиций

Свободные экономические зоны сегодня не только вызывают академические споры, но и являются предметом острых разногласий политиков и бизнесменов как в России, так и за ее пределами. Порой высказываются взаимоисключающие позиции. Причем, в ряде случаев позиции могут совпадать, но в основе этого совпадения лежат совершенно различные аргументы.

Непреклонные приверженцы перехода к глобальной экономике во что бы то ни стало, а их голос становится все настойчивее, категорически возражают против свободных экономических зон (СЭЗ) при приеме во Всемирную торговую организацию. С этой проблемой столкнулся, в частности, Китай. В качестве аргументации при этом служит утверждение, что СЭЗ означает применение норм и правил, отличных от общепринятых на мировом рынке. В нашей стране тоже есть противники СЭЗ, но они аргументируют свою позицию ссылками на безрезультатность первого опыта создания таких зон в России, особенно тех, которые создавались в границах целых областей и краев Российской Федерации; на широкие масштабы коррупции вокруг и внутри СЭЗ. А теперь у них появился и дополнительный «аргумент»: и ВТО выступает против свободных экономических зон (ГАТТ/ВТО и раньше не очень приветствовали создание свободных экономических зон, беспошлинных зон и т.п.).

Поэтому настала, видимо, пора разобраться во всех этих противоречивых оценках, с тем чтобы яснее представить себе перспективы в России СЭЗ.

* * *

Как известно из имеющихся определений, в частности, Киотской конвенции 1973 г. и практики функционирования в настоящее время около 700 свободных экономических зон в различных странах мира[1][1], преимущественно в развитых странах, подобная зона предполагает прежде всего и главным образом полностью или частично свободное (беспрепятственное) перемещение товаров, услуг, интеллектуальной собственности, инвестиций и людей (рабочей силы и специалистов) через государственную и таможенную границы, отделяющие мировой рынок от ограниченной территории какого-либо государства. Кроме таможенных могут предоставляться на территории зон и некоторые другие льготы, например налоговые.

В современной мировой практике существует свыше 20 разновидностей свободных экономических зон: от небольших по территории до очень крупных, включающих широкий набор отраслей и производств[2][2]. Весьма характерно, что предпринимательство в СЭ3 развивается от простого к сложному, от дешевых вариантов к более капиталоемким. Пи этом производственные функции все более сочетаются со снабженческо-сбытовой, финансовой, инвестиционной, банковской, страховой. Продукция предприятий, расположенных на территории СЭЗ, реализуется как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Важно отметить, что иностранные предприниматели обычно приглашаются в зону после того, как там уже создана необходимая инфраструктура. А капиталовложения в инфраструктуру составляют основную долю всех затрат, связанных с созданием и функционированием СЭЗ. Примерно 80% всех инвестиций в СЭЗ приходятся на внутренние источники капиталовложений. В России же многие надеются покрыть основные первоначальные затраты за счет иностранных источников, что зарубежным предпринимателям представляется непонятным и нелогичным.

Второй ошибкой некоторых российских предпринимателей является то, что они рассчитывают получать большие прибыли в СЭЗ уже после двух-трех лет их функционирования. За столь короткий период ничего серьезного вообще нельзя построить и пустить в эксплуатацию, невозможно завоевать внешний рынок, обеспечить такой уровень качества, который полностью удовлетворит потребителя. С особой осторожностью следует подходить к созданию СЭЗ в восточных районах страны, где и сроки строительства длиннее, и затраты выше, а среднее качество продукции ниже. Надо решительно отмежеваться от наивного заблуждения, что чем дальше от Москвы, тем проще и быстрее можно решить все проблемы.

Некоторые наши экономисты предлагают создавать в числе других и такие зоны, которые будут поставлять на экспорт не менее 50% своей продукции, причем имеется в виду, что эта продукция обязательно будет высокотехнологичной. Думается, что планка поднята слишком высоко, так как Россия, напрягая все свои усилия, поставляет на экспорт всего около 1,5% продукции, которую можно отнести к разряду высокотехнологичной. Поэтому целесообразно предусмотреть определенную шкалу поощрений за поставку наукоемкой[3][3] (высокотехнологичной) продукции на экспорт, начиная с 15 - 20% продукции предприятия зоны.

Кроме того, неразумно исключать поставку на экспорт из некоторых свободных экономических зон, расположенных на востоке страны, сырьевой продукции и полуфабрикатов. При определенных условиях поставка такого рода товаров на экспорт может оказаться наиболее выгодной, причем выгодной по-настоящему, без всяких скидок на северные надбавки, искусственно построенные транспортные тарифы и прочие льготы.

Во многом правы те экономисты, которые утверждают, что имеющийся в России опыт создания СЭЗ в границах целых областей и краев ничего кроме разочарования не принес. Просто за дело взялись неграмотно, одержимые только одним желанием:

Похожие материалы

Информация о работе