Источник богатства и меры экономической политики в теориях меркантилистов, физиократов и классиков

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Газеты, журналы, радио, телевидение больше затрагивают экономические проблемы цен, доходов, заработной платы, доступности товаров и услуг, вследствие чего нам представляется, что именно это и есть экономика. В действительности экономика-это и деньги, и цены, и доходы, и производство, и потребление и многое другое.

Термин экономика возник очень давно, более двух тысяч лет назад и приобрел международное значение. Древнегреческий философ Ксенофонт ввел его в обращение. Два греческих слова «этнос» (домашнее хозяйство) и «номос» (закон) были объединены в одно слово «экономикос», которое затем несколько видоизменилось в разных языках.

Уже древние греки понимали, что вести хозяйство следует упорядоченно, соблюдая законы, следуя определенным правилам. В то время наука о хозяйстве еще только зарождалась, и принципы хозяйствования были выработаны опытным путем. И уже затем, в течение сотен лет создавались и закладывались в реальную жизнь научные принципы хозяйственной деятельности. Постепенно сформировалась экономическая наука как часть общечеловеческих знаний о способах и средствах получения, распределения, обмена и использования ресурсов, необходимых для существования людей.

Есть несколько причин, ведущих к необходимости изучать историю экономической науки. Во-первых, современная экономическая теория состоит из нескольких относительно самостоятельных теорий, которые явились порождением различных исторических эпох, разных культурных традиций и типов научного мышления. Следовательно, зная историю формирования теории, мы можем глубже понять логику и структуру современного типа экономического мышления. Во-вторых, знания истории экономической науки позволяет более строго подходить к суждениям политических и общественных деятелей по экономическим вопросам. В-третьих, история экономической науки, жизнь и идеи экономистов прошлого являются частью сокровищницы мировой культуры, которая  позволяет человеку развивать свое мировоззрение, способствует более полному и реальному восприятию действительности.

Таким образом, главной целью данной работы является: 1) углубить и расширить знания развития экономики и экономических учений; 2) повысить экономический и общий уровень знаний, расширить свой кругозор; 3) познакомиться с выдающимися экономистами мира и попытаться анализировать их работы. Профессиональный экономист обязан знать историю своей науки, ее вдающихся представителей и их основные идеи.

1. Зарождение экономической теории

В различные эпохи люди, конечно, по-разному понимали экономические явления. Больше того, экономическая мысль и вопросы ставили перед собой неодинаковые в различные эпохи и у разных народов.

О том, что многие экономические истины стали известны людям еще в глубокой древности, наглядно свидетельствует Библия. Начнем с того, что между сыновьями Адама Авелем и Каином существовало разделение труда: один из них был скотоводом, а другой - землепашцем. Жертвоприношения Богу, приносимые Авелем и Каином, представляют зародыш экономического толка. Так, к примеру, Книга Левит повествует: «Если будем продавать что ближнему твоему или будешь что покупать у ближнего твоего, не обижайте друг друга». В книге «Неемии» уже напрямую упоминается о податях и залоге. [8, c. 44]

Наиболее ранние проявления экономической мысли связаны с историей Древнего Востока. Народы этих стран раньше других стали земледельческими и достигли более высокого уровня развития. Этому способствовали благоприятные географические условия, разнообразие природных условий, богатство животного и растительного мир, а также внедрение прогрессивных агрокультур. Возникают рабство и государство.

Экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет стран Древнего Востока явились основой развития экономической мысли, которая находила свое отражение  в хозяйственном законодательстве, в экономических требованиях, в философских системах и специальных сочинениях. Наиболее актуальными проблемами были борьба между рабством и общиной, моральное оправдание рабства, роль государства и пределы его вмешательства в экономическую жизнь, преимущества натурального и товарного хозяйства.

К наиболее ранним проявлениям экономической мысли можно отнести реформы царя Урукагины (сер. III тысячелетие до н.э.), в которых он ориентировался на примирение рабства с общиной, на формирование экономических отношений.

Экономическая мысль Древней Индии представлена сборником древних молитв, религиозных гимнов и магических заклинаний под названием «Веды»; законами Ману и сочинениями «Артхашатсра».

В законах Ману природа рабства связывалась с отрицанием прав рабов

Похожие материалы

Информация о работе