Направления, принципы и результаты реформирования АПК в Республике Беларусь, страница 16

7-й уровень — межобластной. Вполне целесообразно формирование межобластных кооперативных объединений по типу производственно-финансовых групп или холдингов. Предполагается, что такие межобластные объединения могут и должны будут образоваться при производстве и переработке, например, рапса, сахара, льна, возможно зерна кукурузы и других видов продукции региональной специализации, а также не исключено и при производстве ценных и сбалансированных комбикормов и высокоценных кормовых добавок. Они могут формироваться на базе кооперации соответствующих ресурсов сельскохозяйсьвенных перерабатывающих и торговых предприятий приграничных областей.

8-й уровень — республиканский. Здесь рекомендуется создавать вертикальные кооперативные объединения в основном в виде холдингов и продуктовых подкомплексов, а также концернов и союзов. Создание таких холдингов отработано Белорусским НИИ аграрной экономики, например, на базе предприятий "Белагромаштехсервис", а также предприятий масложировой отрасли пищевой промышленности.

Вся организация взаимодействия республиканских холдингов с низовыми структурами и входящими в их состав объединениями и предприятиями должна строиться сугубо на договорных отношениях. В соответствии с договорами и контрактами важно в рамках холдингов формировать централизованные фонды развития за счет отчислений от доходов предприятий по нормативам, которые требуется разработать, централизовать часть акций входящих акционерных предприятий, содержать центральный управленческий аппарат, делегировать ему часть управленческих функций общего характера.

В распоряжение республиканских холдингов важно в последующем передавать даже централизованный фонд поддержки сельхозпроизводителей. Здесь эти ресурсы, полагаем, будут иметь более целевое использование.

На республиканском уровне следует завершить республиканскую специализацию сельского хозяйства и сформировать зоны преимущественного и наиболее выгодного производства молока, зерна, льна, масличных культур и других продуктов. Для этого важно на данном уровне правильно определить головные предприятия и фирмы, ответственные за создание холдингов, их специализацию и принять соответствующие решения государственных органов.

9-й уровень — государственный. Его основные проводники в настоящее время — Министерство сельского хозяйства и продовольствия и концерн "Белпищепром". Этот уровень должен обеспечить производство, переработку и сбыт продукции в республике в соответствии с критериями продовольственной безопасности. То есть настоящим государственно-хозяйственным органам необходимо задавать стратегию развития всем республиканским кооперативным объединениям и холдингам и контролировать ее выполнение. А это значит — строго проводить государственную аграрную политику.

Данный уровень, а именно уровень государственной аграрной стратегии и политики, должен создать нормальные условия и для надежного научного обеспечения АПК.

10-й уровень — межгосударственный и межнациональный. Он может проявляться в следующих формах:

а) при создании транснациональных компаний и корпораций.

б) при создании совместных и смешанных предприятий по сельскому хозяйству с участием иностранных инвестиций и капитала.

в) при вхождении нашего национального АПК в Общий аграрный рынок стран СНГ.

г) при интеграции нашего национального АПК в мировую экономику и мирохозяйственные отношение, с тем, чтобы Беларусь заняла на мировых рынках прочную позицию и устойчивые ниши как надежный и конкурентоспособный поставщик. [12, c.3-9]

Такова в целом схема реорганизации отечественного АПК и построения в стране сквозной кооперативной системы, предусматривающей необходимое самоуправление на всех уровнях хозяйствования. В результате производственные структуры перейдут на принципы рыночного самоопределения и самофинансирования, коммерческого расчета, но при этом не потеряется общее государственное руководящее начало и государственное участие в экономике, в том числе посредством бюджетных и централизованных средств и законодательных нормативов. Но эта централизованная поддержка сельского хозяйства должна осуществляться не вообще, а иметь строго программный и целевой характер и направляться для обеспечения только эффективного и конкурентного производства.