Направления, принципы и результаты реформирования АПК в Республике Беларусь, страница 15

В данном плане комплексы надо сделать предприятиями-интеграторами, вокруг которых сформировать зоны хозяйств, которые станут производить и поставлять на комплексы необходимые ресурсы и сырье. Сюда должны включаться и небольшие комбикормовые предприятия.

Создать или восстановить такие звенья и цепи вполне возможно местным органам власти — райисполкомам. В ряде районов они функционируют, но их надо поддержать, оживить и организационно оформить.

4-й уровень — районные кооперативные объединения. Их рекомендуется создавать в виде ассоциаций, производственных групп, аграрных производственно-финансовых групп (АПГ, АПФГ) и других форм кооперации. Это уже — вертикально-горизонтальные объединения. В качестве предприятий-интеграторов могут быть животноводческие комплексы и перерабатывающие предприятия районного масштаба. В таком случае все сельскохозяйственные предприятия района завязываются в единую технологическую цепь — производства исходных ресурсов, поставки сырья, производства животноводческой продукции, переработки и сбыта готовой продукции. Каждое сельскохозяйственное предприятие района может входить одновременно в 1-2 и более таких продуктовых объединений, созданных и функционирующих в районе. На данном уровне желательно вхождение в производственные объединения и финансовых структур, например, местных банков. Важно, чтобы банки в некоторых случаях даже выступали интеграторами и формировали АФПГ. К сожалению, они пока не желают принимать в этом участия. Как выход из положения — в составе производственных групп могут формироваться свои финансово-расчетные центры и кредитные кооперативы в форме общественно взаимного кредита.

Районные управления сельского хозяйства нами предлагается на данном этапе оставить пока без изменения, а в будущем возможно формировать на их базе или при них консультационные центры.

5-й уровень — региональные агропромышленные кооперативные объединения в виде производственных и производственно-финансовых групп, ассоциаций, союзов, холдингов и корпораций. В качестве предприятий-интеграторов здесь могут выступать крупные животноводческие комплексы и крупные перерабатывающие предприятия (мясокомбинаты, молочные заводы, льнозаводы и другие), которые требуют уже формирования сырьевых зон и могут охватывать хозяйства нескольких районов.

6-й уровень — областной. Здесь целесообразно формировать вертикальные агропромышленные объединения преимущественно в виде холдингов. Почему холдингов? Да потому что, это наиболее динамичные и подвижные структуры, гибко учитывающие экономические интересы участников, допускающие вхождение различных форм предприятий (акционерных, государственных, частных, малых и крупных) и имеющие хорошую управляемость, в том числе с участием государственных органов. Кроме того холдинги бывают разных форм — производственные, финансовые, смешанные — и функционировать в виде акционерных компаний. Они могут централизовать часть пакета акций предприятий-участников, но могут включать и неакционированные предприятия и привлекать их, например, посредством перераспределения конечной прибыли или выделения централизованных ресурсов для развития.

Государство может стать соучредителем холдингов и взять на себя следующие функции:

·  осуществлять ресурсную поддержку государственных акционерных    холдинговых    компаний (ГАХК);

·  выступать гарантом кредитов ГАХК;

·  оказывать поддержку размещением государственных заказов;

·  передавать часть государственных акций директорскому корпусу, например, в качестве вознаграждения за санацию производства и т.д.

На этом уровне агропромышленные кооперативные объединения приобретают уже вполне определенную организационно-продуктовую завершенность и специализацию. Областные холдинги могут включать ряд местных межхозяйственных, районных и региональных кооперативных объединений, формировать областную аграрную политику в разрезе отдельных продуктов и их групп, определять условия и перспективы развития областных и низовых структур и создаваться по решению облисполкомов.