Направления, принципы и результаты реформирования АПК в Республике Беларусь, страница 10

За счет увеличения собственного производства и рационального использования  сельскохозяйственной продукции необходимо сократить импорт зерна, плодов и сахара.

Аграрная политика предполагается социально ориентированной и направленной на коренное реформирование экономических, социальных и правовых отношений в аграрной сфере, эффективную интеграцию агропромышленного комплекса в мировой продовольственный рынок.

Эффективность реформирования должна определяться рядом общих положений. Суть основных из них сводится к следующему:

·  реформированные сельскохозяйственные предприятия не смогут нормально функционировать без адекватных преобразований в смежных сферах АПК, в частности, в снабжении и агросервисе, перерабатывающих отраслях;

·  оптимальный уровень развития аграрной сферы достижим только в условиях сбалансированного функционирования всего агропромышленного комплекса;

·  дальнейшее наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции в условиях рынка вызывает необходимость поиска надежных и постоянных каналов реализации, что предполагает создание инфраструктуры, способствующей продвижению товаров и услуг к потребителю непосредственно от производителя;

·  повышение конкурентоспособности конечной продукции АПК может быть обеспечено только при формировании в аграрном секторе экономической среды, стимулирующей внедрение достижений науки и техники на основе ресурсосберегающих и экономически чистых технологий;

·  успешное функционирование АПК невозможно без дальнейшего преобразования системы управления, научного, кадрового и информационного обеспечения агропромышленного комплекса;

·  оздоровление окружающей среды и условий жизни населения требует постоянного поддержания экологического равновесия, обновления природно-ресурсного потенциала.

В этот период следует больше оказывать регулирующее воздействие на процесс становления и функционирования экономики. Политика аграрного протекционизма должна осуществляется путем вмешательства в ценообразование, бюджетного субсидирования, льготного налогообложения и кредитования, инвестиционного стимулирования, регулирования внешней торговли, оказания технической, информационной, социальной помощи селу и по другим направлениям. Различным формам хозяйствования следует создать равные экономические и правовые условия для их функционирования. За счет бюджетных ассигнований должны финансироваться мероприятия, проводимые одновременно на большой территории и охватывающие большое число хозяйств, и затраты, которые непосредственно не связаны с производством продукции или дают медленную отдачу.

Средства государственного бюджета, выделяемые на развитие сельского хозяйства, должны не распыляться, а использоваться на финансирование целевых бюджетных программ, утвержденных в законодательном порядке и подлежащих обязательному исполнению на всех уровнях административной и хозяйственной деятельности. Выделение планируемых средств должно быть гарантированным заранее, т.е. в начале года.

Важную роль при этом играет ценообразование. Приоритетными здесь являются:

·  сочетание свободного ценообразования с государственным регулированием цен:

·  поддержание относительной стабильности цен;

·  защита внутреннего рынка;

·  формирование равновесных цен под влиянием спроса и предложения;

·  использование нормативных методов при расчете спроса и предложения:

·  обеспечение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей:

·  оптимизация взаимосвязей ценовых и финансово-кредитных отношений.

Цены на сельскохозяйственную продукцию должны быть паритетными, обеспечивающими эквивалентность обмена между сельским хозяйством и обслуживавшими его отраслями.

Введение договорных цен на продукцию, реализуемую для государственных нужд, равно как и сам госзаказ, следует рассматривать как один из инструментов реализации политики аграрного протекционизма.