Социальная политика в современной рыночной экономике: теория, методология, практика

Страницы работы

Фрагмент текста работы

 1. Социальная политика: понятие, цели, направления.

Социальная политика - целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений через систему мероприятий, направленную на улучшение условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращение и устранение социального неравенства и патологических явлений в обществе, а также на постоянное повышение образовательного и культурного уровня всего населения. [3, с. 4]

Основными целями социальной политики на современном этапе являются:

·  максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;

·  формирование прочного пласта трудовой мотивации, отвечающего требованиям легального рынка, ориентированноего на расширенное вопроизводство “человеческого капитала”;

·  создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности [2]

Таким образом, достижение общей цели и конкретных задач, состоящих в повышении уровня жизни населения, потребует применения разных средств, что обусловлено различными потребностями человека (работа, заработок, жилище, обеспечение на случай потери трудоспособности и т.д.). Совокупность средств, необходимых для удовлетворения каждой из этих потребностей, и является составляющими элементами социальной политики государства и взаимодействующих с ним структур, а именно: политика по обеспечению занятости, политика в области доходов и оплаты труда, жилищная политика, политика в сфере социального обеспечения и т.д.[3, с.14]

Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо отметить, какие принципы больнинство современных государств полагает в основу свей деятельности:

·  Принцип социальной справедливости

·  Принцип социальной индивидуальной социальной ответственности

·  Принцип социального партнёрства

·  Принцип социальной компенсации

·  Принцип социальных гарантий

·  Принцип субсидиарности [1, с.23-28]

Содержание социальной политики настолько широко, что позволяет говорить о различных типах структуры, или о различных её структурах, в зависимости от целей и анализа и аспекта рассмотрения.

Можно выделить следующие типы социальной политики:

1.  Территориально-государственный тип

2.  Сферный тип

·  Политика в сфере социально-трудовых отношений

·  Социальная политика в сфере охраны здоровья

·  Политика в сфере образования

·  Социоэкологическая политика

·  Политика в сфере культуры и досуга

·  Жилищаня политика

3.  Демографический тип

Таким образом, социальные проблемы и пути их решения в разных областях внутренней государственной политики составляют определенную совокупность, которую в целом можно назвать социальной политикой. Принципы социальной политики выработаны в процессе организации развития общества и имеют гуманистический фундамент. Каждой из социальны проблем соответствует определённая часть социальной политики.


2. Механизм социальной защиты населения

2.1. Проблема неравенства доходов в обществе и её решение

Рассмотрим показатели неравенства доходов на примере Беларуси.


В соответствии с международными стандартами неравенство в Беларуси не так уж велико. На диаграмме 2.1. представлено комулятивное распределение совокупных расходов в белорусском обществе в 1998г. по децилям дохода*. В полностью элитарном обществе каждый дециль дохода должен тратиться на точно такую же долю совокупных расходов; такая ситуация представлена линией с углом 45º. Действительное распределение представлено пунктирной линией, которая называется кривой Лоренца.

Диаграмма 2.1. Комулятивное асходов в белорусском обще стве в 1998г. по децилям дохода

Коэффициент Джинни, всемирно признанный индикатор неравенства, который измеряет площадь между двумя линиями, представленными на диаграмме 2.1., в 1998г. был равен 0,28. В этом же году он был равен 0,38 в России, 0,28 в Болгарии, 0,25 в Румынии, 0,24 в Польше, 0,46 в США, 0,47 на Украине. [5, с.6]

Как можно заметить, уровень неравенства в Беларуси близок к другим переходным экономикам. Это говорит о том, что ограничение скорости и масштабов реформ в этой стране в целом не помогло сделать общество более элитарным, чем в таких как Польша.

Другим и менее формальным способом измерения уровня неравенства в белорусском обществе является попытка взглянуть на различия в совокупных материальных ресурсах (т.е. денежный доход плюс натуральный доход, впоследствии в тексте упоминаемые как доходы) между различными группами населения. В статье проанализированы два разных поперечных разреза: доходы в сельской местности по сравнению с доходами в городской местности и доходы по возрастным группам.

На диаграмме 2.2 представлено распределение населения по интервалам значений дохода в сельской и городской местности вместе с медианными значениями для каждой подгруппы населения. Для большей ясности интервалы значений дохода рассчитаны в долларах США по рыночному обменному курсу. Такой перерасчет поможет читателю лучше разобраться в цифрах, но. с другой стороны, эти цифры не отражают реальной покупательной способности доходов внутри страны.


Диаграмма 2.2. Распределение населения по интервалам значений дохода в сельской

Похожие материалы

Информация о работе