Эффект дохода и эффект замещения. Общая и предельная полезность. Проблема оценки полезности в кардинализме и ординализме. Бюджетные ограничения потребителя: влияние дохода и цен

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

17. Эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода – результат воздействия изменения цены на реальный доход потребителя и соотв-но на кол-во покупаемых благ. Эффект дохода определяется той частью прироста величины спроса, которая возникла в рез-те увеличения реального дохода потребителя при снижении цены на благе.

Эффект  замещения имеет место в тех случаях, когда снижение цены на данный товар увеличивает спрос на данный товар за счет отказа от покупки других благ, ставших для покупателя относительно более дорогими.

Эффект замещения имеет место в тех случаях, когда снижение цены на один товар увеличивает спрос на него за счет отказа от покупки других благ, ставших относительно дорогими


15. Общая и предельная полезность. Проблема оценки полезности в кардинализме и ординализме. Закон предельной полезности. Предельная полезность и спрос. 

Полезность – это удовлетворение, которое получает потребитель при использовании блага.

Основные положения теории полезности:

-  оценка полезности блага всегда субъективна;

-  потребители оценивая блага учитывают степень его редкости и значимость той потребности, которое оно удовлетворяет;

-  полезные блага зависят от степени развития потребности и уровень её удовлетворения на данный момент.

Предельная полезность (МИ) – полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага.

Закон убывающей предельной зависимости:

с увеличением потребления кол-ва блага, его предельная полезность уменьшается.

Общая полезность (ТИ) – опред-ся как сумма предельных полезностей всех включенных благ.

Ед-ца

продукции

Полезность

Предельная МИ

Общая ТИ

1

10

10

2

6

16

3

2

18

4

0

18

5

-5

13

       ТИ                                    МИ

                                                  

      18                                      10

                                                   0

      15

      10                                      -10
                                                                                    1  2  3  4  5  6                  1  2  3 4  5 6

Общая полезность увеличивается до тех пор, пока предельная положительна. Темп увеличения ТИ с становлением каждого нового блага замедляются, а МИ – убывает.

Количественное измерение полезности наз. кардиналистский подход (измерения полезности в ютелях).

Порядковая – теория основанная на определении относительных полезностей набора благ и выявлений тех, которые обладают наибольшей полезностью.

Основными инструментами этой теории явл кривые безразличия и бюджетные ограничения.

16. Максимизация полезности. Кривые безразличия и их св-ва. Бюджетные ограничения потребителя: влияние дохода и цен. Бюджетная линия потребителя. Положение равновесия потребителей.

Взвешенной предельной полезностью (МИ на 1 ден ед) наз отнош-е предельной полезности блага к его цене (Р).

Правило максимизации полезности требует, чтобы потребитель при распределении своего дохода обеспечения равенство взвешенных предельных полезностей входящих в приобретаемый набор:                                МИ11=МИ22=…=МИn/Pn

 Кривая безразличия показывает все возможности комбинации двух благ, доставляющие потребителю равную полезность.         А

Блага А и Б

Кол-во блага А

Кол-во блага В

G

12

2

K

6

4

 L

4

6

M

3

8

Овал: GggGG   12                          Кривая безразличия

Овал: GggGG
 


Овал: GggGGОвал:       4
                                                                                                                    2   4  6   8                  В   

Св-ва кривых безразличия:

1.  любая точка на кривой безразличия определяет набор благ обеспечивающих потребителю равную полезность;

2.  через любую точку на пространства товаров можно провести кривую безразличия;

3.  кривые безразличия не пересекаются;

4.  чем дальше от начало координат располагается кривая безразличия, тем большую полезность она обозначает;

5.  Кривые безразличия имеют отрицательный наклон;

6.  Кривые безразличия имеют вогнутый вид;

7.  Наклон кривой безразличия отражает вел-ну предельной нормы субституции.

На потребительский выбор влияют доход потребителя и цены на товар. Когда выбор осуществляется из 2-х товаров А и В потребитель может приобрести любой набор товаров, которое удовлетворяет след условию:              РА∙В+РВ∙А≤ I, где

РА  и РВцены товара А и В;

      В и А – кол-во данных товаров.

Похожие материалы

Информация о работе