Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, экологического и биологического характера

Страницы работы

Фрагмент текста работы

пожароопасности предприятия делятся на шесть категорий: категория А — нефтеперерабатывающие и химические предприятия; склады жидкого топлива, цехи искусственного волокна и др.;   категория  Б — цехи  обработки  синтетического  каучука, промывочно-пропарочные станции  цистерн, цехи приготовления и транспортировки угольной пыли и древесной муки, склады кинопленки и др.; категория В—лесопильные и деревообрабатывающие предприятия, текстильные производства, вагонные депо, открытые склады масла, масляное хозяйство электростанций и др.; категория Г — металлургические производства, предприятия горячей обработки металлов, термические цехи, котельные; категория Д — предприятия, обеспечивающие переработку и хранение несгораемых  'материалов;   категория   Е — взрывоопасные   производства. Плотность  застройки  объекта  определяют  в  процентах   как отношение застроенной площади к общей площади объекта. Чем выше плотность застройки объекта, тем благоприятнее условия для  распространения   пожара,  о  чем  свидетельствуют  следующие данные:

Расстояние между   здания ми, м    ................................ О       5    10    15    20   30    40    50    70    90

Вероятность    распростране-                                            , ния пожара, %.......... 100    87    65    47    27    23      93      2      О

Плотность застройки железнодорожных станций, как правило, не  велика.   Однако   наличие   на   станции  большого   количества вагонов существенно увеличивает опасность распространения огня. Поэтому на военное время для каждой станции должны быть установлены   предельные  нормы  общего  наличия  подвижного состава, в том числе вагонов с опасными грузами.

Пожары возможны только в сохранившихся зданиях и сооружениях, получивших слабые или средние разрушения. Если же они полностью разрушены, то в завалах возможно образование только отдельных очагов тления и горения сгораемых материалов, к которым имеется доступ воздуха. Поэтому ориентировочно можно считать, что пожары могут возникать на тех расстояниях от центра взрыва, на которых величина избыточного давления во фронте ударной волны находится в пределах: для зданий I, II и III степеней огнестойкости от 0,3 до 0,5 кгс/см2, а для зданий IV и V ступеней — до 0,2 кгс/см2.

Прогнозирование пожарной обстановки на объекте с учетом рассмотренных факторов ведут в такой последовательности.

1.  Устанавливают степень огнестойкости зданий  и сооружений и категорию пожароопасности производства.

2.  С учетом ожидаемой мощности ядерного взрыва и вероятного удаления зданий и сооружений от его центра определяют величину избыточного давления во фронте ударной волны и по ней — степень разрушения каждого здания и сооружения. Иногда величина избыточного  давления   или  степень  разрушения  зданий и сооружений задается вышестоящим органом.

3.  Для неразрушаемых зданий и сооружений, а также тех, которые получают слабые и средние разрушения, определяют вероятность их загорания, при этом учитывают огнестойкость, пожароопасность размещенного в них производства и величину цветового  импульса   на  данном   расстоянии  от  центра   взрыва.

С учетом плотности застройки объекта выявляют вероятность распространения огня и устанавливают пожарную обстановку на различное время после взрыва.

4.  Намечают пожарно-профилактические мероприятия.

5.  Определяют потребность сил и средств для тушения пожаров с учетом того, что пожарное отделение на автоцистерне способно вести борьбу с пожаром на фронте до 50 м.

Та блица  9.2. Теплостойкость материалов

Световой импульс1, кал/см-,

Материалы

вызывающий     

воспламенение,

устойчивое

обугливание

горение

Доски сухие неокрашенные

12—16

40-50

окрашенные:

•   в белый цвет

40—45

100— 150

в 'Черный   »

6—10

20—30

Кровля мягкая  (толь, рубероид) Резина автомобильная

14—20 6—10

25—40 15—20

Бумага белая в пачках

8—10  

15—18

Брезент:                                                          ;

.    палаточный

10—12

. 15—20

окрашенный в белый цвет

40

60

темная

6—10

14—16

Хвоя, опавшие листья, стружки

10—14

Виниловый пластик                         

16—27

1 Первое число для ядерного взрыва мощностью 50—100 кг, второе — для взрыва мощностью 1  Мг и более.

Таблица  9.1. Избыточное давление ударной волны, вызывающее разрушения' зданий и основных сооружений, железных дорог

Здания, сооружения и устройства

Разрушение

Слабое

Среднее

Сильное

Железнодорожный путь

1-1,5

1,5-3

3—5

Мосты с металлическими пролетны-

ми строениями длиной:

до 45 м

0,5-1

1-2

2—2,5  _

100 м и более

0,4-0,6

0,6 — I

1 — 1,5 -

Мосты железобетонные с пролетным

0,5—1

1-2

2—3

строением длиной 20 — 25 м

Мосты  деревянные   низкопроводные

0,2—0,5

0,5—0,8

0,8—1

Здания  с   металлическим   каркасом

0,1—0,3

0,3—0,4

0,4—0,6

Здания кирпичные: малоэтажные

0,1-0,15'

0,15-0,25

0,2-0,35

многоэтажные

–0,08-0,1

0.1-0.2

Здания деревянные

0,06—0,08

0,08—0,12

0,12—0,2

Подстанции     (трансформаторные,

0,1—0,3

0,3—0,6

0,6—0,7

тяговые, водонапорные башни)

0,1-0,3

Воздушные линии связи, контактная сеть

0,2—0,5

0,5—0,7

0,7-= 1,2

Подземные кабельные линии

2—3

3—6

6—10

Подземные линии водопровода, кана-

4-6

6—10

10—15

лизации, газопровода

Шоссейные  дороги   с   твердым   покрытием

1,2—3

3—10

10—20

Станочное оборудование депо

0,10—2

0,2-0,6

0,6—0,7

0,2—0,6

Кузнечно-црессовое оборудование

0,5-1

1-1,5

1,5—2

Вагоны, платформы, цистерны

0,2—0,4

0,4-0,6

0,6.— 0,9

ЛОКОМОТИ'ВЫ

,   0,5—0,7

0,7-1

1 — 1,5

Автомобили:

грузовые

0,2—0,4

0,4-0,5

0,5—0,6

легковые

0,1—0,2

0,2-0,45

0,45-0,65

Полное -разрушение сооружений наступает при избыточных давлениях, превышающих верхнюю границу ЛЯФ для сильных разрушений.

Примечание. Данные приведены для подвижного состава, расположенного боковой стороной к центру взрыва. При расположении к центру взрыва торцовой его стороной подвижной состав выдерживает избыточное давление в 1,5—2 раза больше.

5.2 Защищенность личного состава и персонального объекта.

В связи с тем, что объекты железнодорожного транспорта по своему назначению, размерам, конструктивным и технологическим особенностям отличаются друг от друга, выработать единые типовые для всех объектов мероприятия по ПУРО не представляется возможным. На каждом объекте характер и масштабы инженерно-технических и организационных мероприятий ГО по ПУРО будут различными, свойственными только данному объекту.

Однако основные пути (направления) решения этих мероприятий могут быть общими, применимыми для многих объектов. Конкретные способы решения задач для каждого объекта будут свойственны только ему.

Так, защита рабочих и служащих и членов семей в зависимости от месторасположения объекта может решаться или путем строительства убежищ, ПРУ или путем эвакуации. Защита складов ГСМ также может решаться или путем переноса в другое

Похожие материалы

Информация о работе