Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 81

Сегодня расширяются возможности самореализации личности. Наряду с государственными формами образования возникают альтернативные, в том числе частные. Появляется возможность выбора вариантных форм образования. Параллельно с системой бесплатного образования существует образование за плату во всех звеньях, начиная от детских садов и до ступени высшего образования. Меняется система отношений между институтом образования и церковью. Отношения педагогов и учащихся преодолевают однонаправленность, становятся более демократичными, все больше олицетворяют сотрудничество, сотворчество. Образование становится более гуманитарным и гуманистическим, повышается значимость его гуманитарно-воспитательного компонента.

Вопросы образования, культуры, науки отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне разрабатываются и принимаются основы законодательства при согласовании с субъектами Федерации. Нормативная база деятельности в сфере образования постепенно приводится в соответствие существующим политическим, экономическим, социокультурным условиям жизни общества.

Закон РФ «Об образовании», принятый 10.07.92г. (с изменениями от 13.01.96 г.) расширяет и четко формулирует права образовательных учреждений и педагогических коллективов. Одновременно ограничиваются возможности органов управления образованием по вмешательству в оперативную деятельность учебных заведений. Тем самым признается автономия учебного заведения.

Данный нормативный акт также регламентирует отношения собственности в системе образования. Защищаются имущественные права учебных заведений. Легализуется предпринимательская деятельность образовательных учреждений, репетиторство. Закон «Об образовании» дает правовую основу для возникновения и функционирования негосударственных учебных заведений. Постановление Правительства РФ «О мерах по государственной поддержке системы дополнительного образования» определяет порядок финансирования учреждений данной сферы. Введены новые для отечественной системы образования термины - лицензирование и аккредитация. Образуется Государственная аттестационная служба, расширены личные образовательные права граждан.

Указом Президента РФ «О гарантиях прав граждан РФ на получение образования»  закреплено право получения бесплатного среднего (общего) образования в старшей ступени общеобразовательной школы (10 и 11 классы) и начального профессионального образования (ПТУ).

Законодательно закреплены типовые положения об образовательных учреждениях (для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательных, вечерних (сменных) общеобразовательных, дополнительного образования детей).

Законом устанавливается право субъектов РФ  самим определять содержание образования в части национально-региональных компонентов образовательных стандартов.  «Порядок разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования» отражает новые тенденции в развитии системы образования. Программа обучения на ступени общего и начального профессионального складывается из двух компонентов -  федерального и национально-регионального. Это позволяет, с одной стороны, обеспечить единообразие в процессе обучения, а, с другой,  учесть региональные, национальные, исторические  особенности образа жизни населения определенной территории.

Регион играет особую роль в процессе совершенствования системы образования. Можно выделить несколько направлений трансформации образовательной системы региона. 1. Формирование региональной университетской системы. 2. Создание региональной структуры самоуправления образовательных учреждений. 3. Разграничение предметов ведения и полномочий по управлению учреждениями образования и организации их деятельности. 4. Развитие и укрепление их автономии и самостоятельности. 5. Разработка и реализация региональных программ для различных сфер общественного производства.