Внедрение ресурсосберегающих технологий в путевом хозяйстве, страница 2

Для реализации этого направления необходимо изготовить 100-120 дефектоскопных автомотрис, провести модернизацию вагонов дефектоскопов и путеизмерителей с выведением части парка из эксплуатации за счет оборудования автоматизированной расшифровкой результатов проверки и повышения сменной выработки. В результате общая численность сокращения работников с учетом уменьшения периодичности проверок за счет повышения их качества и информативности составит 21 тыс. чел.

1.3.2. Повышение эффективности ресурсосберегающих технологий

Наряду с обеспечением внедрения ресурсосберегающих технологий важнейшей задачей является повышение эффективности работы средств, на основе которых они осуществляются, снизив потребность инвестиций для их реализации. Это прежде всего относится к увеличению выработки машин, входящих в комплексы для ремонта и текущего содержания пути. Эта задача должна решаться по следующим направлениям: повышение надежности техники, увеличение продолжительности ее работы, повышение квалификации персонала и совершенствование технологий применения.

В настоящее время на наших дорогах имеется практически весь набор образцов техники, необходимой для полноценной реализации ресурсосберегающих технологий на ремонте и содержании пути, хотя их количество недостаточно. Однако не все эти образцы полностью отвечают показателям надежности и нуждаются в дальнейшем совершенствовании и модернизации. С целью снижения отказов в части образцов были использованы зарубежные комплектующие, что позволило в короткие сроки обеспечить более высокий уровень выпускаемой техники и внедрение ресурсосберегающих технологий.

Значительную роль в быстром освоении новых технологий и образцов техники сыграли закупки за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития и отдельных экземпляров железными дорогами и централизованных средств МПС. Практически все они сегодня освоены в кооперационном производстве на заводах объединенияВместе с тем, с самого начала этой работы ведутся постоянные поиски импортозамещения и снижения стоимости закупок. И если в начале освоения доля зарубежной комплектации составляла 50-60 %, то по мере накопления опыта и освоения смежными предприятиями комплектующих соответствующего качества и надежности процент их постоянно снижался и в 1999 году по массовым образцам он достигнет уровня 24-40 %.

В 1999 году начато осуществление программы, рассчитанной на 3 года, оснащения эксплуатирующейся выправочной техники микропроцессорными системами управления постановки пути в проектное положение на основе предварительной съемки, выполняемой машиной. Математический аппарат и программное обеспечение разработаны специалистами СГУПСа (НИИЖТа) и ВНИИЖТа и прошли успешные испытания и приемку. На данном этапе к реализации принята система НИИЖТа. Планируется оборудовать до 200 единиц техники.

Простой машин напрямую зависит от обеспечения запасными частями. Как показывает анализ, оптимальное их количество - это 4-5 % в год от стоимости машины. Снижение этих затрат ведет к резкому росту простоев машин.

Например, снижение этой величины до 1 % увеличивает удельные эксплуатационные затраты на 11 %. В настоящее время покупка сшчастей не превышает 0.5 % от стоимости машин, а простои их составляют 30 %. Если железные дороги не находят средств на закупку tin [частей, техника, которая ими не обеспечена, должна выводится из жсплуатации, а остальная использоваться с надлежащей интенсивно-i 11,ю. Хотя за последние годы из эксплуатации выведено около 2000 • i путевой техники, вопрос оптимизации рабочего парка является ik |уальной задачей, как в целом по сети, так и для каждой дороги.

Важным фактором, влияющим на безотказную работу техники, япнистся организация ее ремонта и технического обслуживания. Не-"иччцимо отметить, что несмотря на повышение интенсивности ис-моныования путевых машин, за последние годы объем их ремонта на

i,i\ снизился на 40 %, что должно замещаться выполнением этих

i.....ч непосредственно на предприятиях дороги с использованием аг-

I" i .иною метода. С этой целью на железных дорогах на базе имеющихся в хозяйстве пути предприятий и высвобождающихся мощностей локомотивных и вагонных депо необходимо создать сеть машинизированных дистанций пути и специализированных путевых машинных станций по эксплуатации путевой техники с концентрацией в них основных путевых машин, формированием комплексов для выправки пути, глубокой очистке балласта, лечения земляного полотна и восстановления водоотводов.

Первые такие предприятия организованы на Октябрьской ж. д. (Тосно), Горьковской (Муром), Северо-Кавказской (Тихорецкая, Новочеркасск), Юго-Восточная (Воронеж), Южно-Уральская (Челябинск), Приволжская (Волгоград), Восточно-Сибирская (Иркутск), Забайкальская (Сковородино). При этих же предприятиях должны создаваться опорные пункты заводов-изготовителей, обеспечивающих сервисное и гарантийное обслуживание, поставку запчастей.