Аккустико-экологическая безопасность при скоростном движение поездов, страница 2

        4.2.2   ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Шум, создаваемый движущимся подвижным составом, отрицательно влияет на поездную бригаду (машиниста, проводников), обслуживающий персонал и жителей близлежащих жилых районов. От его неблагоприятного воздействия происходят изменения физиологических функций организма, величина которых зависит от интенсивности шума, частотного спектра и продолжительности влияния. Шум приводит к снижению умственной работоспособности и внимания, увеличению времени реакции, повышению порога слышимости, преждевременном утомлению, снижении чувствительности зрения и нарушению нормального цветоощущения. Во всем мире нормирование шумов осуществляется в соответствии с принципами, установленными Международной организацией по стандартизации ИСО на основе новейших достижений науки. Международный стандарт ИСО 2631-74 устанавливает единую форму представления нормируемых параметров шума, которая соче-

тает в себе характеристики шума как физического явления и особенности его восприятия человеческим ухом.[22]

Нормы, ограничивающие шум подвижного состава, определяются по трем параметрам:

- по октавным полосам спектра в пределах среднегеометрических частот 63-8000 Гц;

- по эквивалентному уровню звука LАэкв;

- по максимальному уровню звука LАмакс.

В соответствии с действующими нормами и правилами эквивалентные уровни звука на границе жилой застройки не должны превышать 55 дБ А в дневное и 45 дБА в ночное время, максимальные уровни звука соответственно 70 и 60 дБА. Если фасады домов обращены непосредственно к железнодорожным путям, то эти значения допускается увеличивать на 10 дБА.

Эквивалентный уровень звука в кабине локомотива должен составлять не более 79 дБА при интенсивности движения 20 пар пассажирских поездов.

Европейское экономическое сообщество (ЭЕС) разработало следующие максимально допустимые уровни шума локомотивов при трогании с места на расстоянии 7,5м  от оси пути.[27]

  Таблица-4.1— Максимально допустимые уровни шума локомотивов

                           при трогании с места на расстоянии 7, 5 м от оси пути.

Мощность локомотива,

Уровень звука,

МВТ

дБА

0,1-0,3

87

0,3-1,0

91

Нормы   ЕЭС   предлагают   ограничение  уровня   шума  до   75   дБА  при измерении на расстоянии 3,7 м от оси пути.

4.3     ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПО СНИЖЕНИЮ ШУМА ПРИ ВЫСОКОСКОРОСТНОМ ДВИЖЕНИИ ПОЕЗДОВ

Австрийская фирма Terkl выпускает сборные железобетонные конструкции многоцелевого назначения. Стены из крупногабаритных конструкций, сооруженные вдоль дорог, одновременно выполняют функции ограждения опасных зон, направляют колеса автомобилей при сходе их с дорожного полотна, разделяют встречные полосы движения, а также защищают от шума населенные пункты в близи дорог. Усовершенствовав конструкцию стенок Terrail, фирма выпускает ступенчатые панели высотой до 2 м с применением полистиролбетона. Достоинством шумозащитных стен является большой срок службы и хорошие функциональные характеристики.[21]

Создатели высокоскоростного междугородного электропоезда ICE/V,

 находящегося в опытной эксплуатации на железных дорогах Германии, добились значительного повышения скорости движения при тех же показателях бесшумности хода, что и у обычных поездов 1C за счет следующих средств:

- дисковые тормоза на всех вагонах, включая моторные;

- звукопоглощающие элементы на всех колесах с внутренней стороны, включая моторные вагоны. Эффект от применения колесных шумопоглотителей отмечен в октавных полосах частот 1, 2, 4 и 8 кГц, снижая уровень шума в пределах полосы отвода на 6 дБ;

- оптимизация аэродинамической формы кузова;

- усиление звукоизоляции элементов конструкции вагона.

 Измерения звукоизолирующей способности конструктивных элементов прицепного вагона в составе поезда ICE/V дали следующие результаты: окно -42 дБА, боковая стенка - 42 дБА, крыша - 38 дБА, пол - 52 дБА. Предполагается, что для серийных поездов 1СЕ будут поставляться окна со звукоизолирующей способностью 48 дБА.

Щебеночный балласт обладает большей звукоизолирующей способностью по сравнению с жестким подрельсовым основанием. При использовании звукопоглощающего покрытия жесткого подрельсового основания уровень шума снизился с 78 дБ А до 75 дБА. Применение щебеночного балласта позволило снизить уровень шума до 73 дБА.