Линейный тракт систем передачи, страница 4

В приемной части включаются усилители, корректирующие устрой­ства, устройства АРУ и режектор­ный фильтр, препятствующий про­никновению линейных контрольных частот в оборудование сопряжения ОС, контур предыскажений КОН.

Пример оборудования промежу­точного пункта линейного тракта показан на рис. 4.40. Здесь включа­ются усилитель, осуществляющий усиление ослабленного затуханием усилительного участка сигнала, и усилитель ЛУ, обеспечивающий не­обходимый номинальный уровень передачи, корректирующие устрой­ства и линейный выравниватель ЛВ, определяющие необходимую АЧХ промежуточного пункта, устройства автоматической регулировки уси­ления усилителя. В случае НУП устройства АРУ работают от тер­модатчика (температурное АРУ). На коротких участках может встре­титься необходимость включения искусственных линий ИЛ.

Особенности линейного тракта же­лезнодорожных кабельных линий свя­зи. При организации связи на желез­нодорожных кабельных линиях с по­мощью системы передачи К-60 сле­дует учитывать ряд особенностей. В связи с широкой электрификацией железных дорог разработаны специ­альные кабели связи типов МКП и МКБ, защищенные от электромаг­нитных влияний со стороны высоко­вольтных линий и тяговых токов. Их характеристики и, в частности, частотная зависимость километри-ческого затухания отличаются от ка­белей со стирофлексной изоляцией типа МКС (см. рис. 21.3), с пара­метрами которого согласованы ха­рактеристики системы передач К-60. Тем самым при использовании наи­более, широко применяемой на же­лезнодорожном транспорте системы передачи К-60п, аппаратура работа­ет по кабелю, АЧХ которого не согласованы с соответствующими характеристиками системы переда­чи/ Это не позволяет использовать все возможности аппаратуры.

Условия эксплуатации систем пе­редачи на железнодорожном транс­порте диктуют необходимость рас­положения ОУП и НУП на остано­вочных пунктах железнодорожных магистралей. Это приводит к боль­шому разбросу длин усилительных участков. Проведенный сбор статис­тических данных на кабельных лини ях связи 16 дорог показали результа­ты, приведенные на рис. 21.1, а, где изображена гистограмма длин участков с шагом через 0,5 км. При­веденные данные показывают, что на линиях связи Министерства путей Сообщения имеется большое коли­чество (до 45%) укороченных участ­ков. Это заставляет устанавливать для обеспечения допустимых преде­лов усиления усилителей искусствен­ные линии, что увеличивает «элект­рическую» длину магистрали и ведет к превышению нормы помех. Кроме, этого, как указано выше, сама не­равномерность длин усилительных участков ведет к снижению защи­щенности от собственных помех. В то же время на рис. 21.1, а видно, что есть большое количество удли­ненных участков (до 20%), что не­избежно влечет за собой увеличение собственных шумов. На рис. 21.1,б приведен многоугольник распределе­ния количества усилительных участ­ков на секциях регулирования (ОУП-ОУП).

Наблюдаемые малые длины сек­ций регулирования объясняются разветвленностью сетей связи желез­нодорожного транспорта и, в част­ности, необходимостью частого от­ветвления и выделения каналов и трактов, которое осуществляется на ОУПах.

Следующей особенностью линей­ного тракта, организованного на же­лезнодорожных кабелях связи, явля­ется наличие в них специальных жил или пар, предназначенных для пере­дачи сигналов автоматики и теле- механики. Эти сигналы, представ­ляющие собой импульсы постоянно­го (часто пульсирующего) тока, име­ют весьма широкий спектр и доста­точно большую (до 8 Вт) мощность, вследствие чего оказывают сильное мешающее действие на каналы, ор­ганизованные по связевым четвер­кам кабеля. В системах же авто­матики и телемеханики установка фильтров, ограничивающих мини­мально необходимый спектр сигна­лов, не предусматривается.

Приведенные выше особенности линейных трактов систем передачи К-60, организованных на кабельных линиях железнодорожного транс­порта, ведут к значительному росту собственных шумов в каналах. В то же время из-за наличия большого числа укороченных участков созда­ются условия снижения нелиней­ных искажений (вследствие сниже­ния усиления усилителей увеличени­ем глубины отрицательной обрат­ной связи). Это заставляет осу­ществлять расчет качества связи (расчет собственных помех) не на одной верхней частоте используемо­го диапазона и только при наивыс­шей температуре грунта, а на всех возможных режимах работы: верх­ней и нижней частотах, верхней и нижней температурах. При этом появляется возможность оптимиза­ции режима работы промежуточных пунктов по критерию минимизации суммарных (собственных и нелиней­ных) помех. При этом удается в какой-то мере компенсировать влия­ние указанных выше особенностей, обеспечивая выполнение норм на ка­чество каналов связи, соответствую­щих требованиям ЕАСС. Естествен­но, что при этом необходимо раз­работать соответствующие алгоритм и программу на ЭЦВМ, обеспечи­вающие осуществление указанной оптимизации (см. гл. 21).

Линейный тракт двухпроводных двухполосных систем передачи. Ли­нейный тракт двухпроводных двух­полосных систем передачи должен содержать, кроме усилителей на оконечном и каждом промежуточ­ном пунктах, фильтрующие устройст­ва, разделяющие направления пе­редач.

Если системы работают по воз­душным линиям связи, то вследст­вие более низких используемых час­тот и сравнительно с кабельными линиями с меньшим километричес-ким затуханием расстояние между отдельными усилительными пункта­ми увеличивается и их число в ли­нейном тракте уменьшается. Проме­жуточные усилительные пункты в этом случае стараются устанавли­вать на крупных станциях, где есть источники питания и 'обслуживаю­щий персонал. Необслуживаемые (или так называемые вспомогатель­ные) усилительные станции приме­няются сравнительно редко и вклю­чаются обычно только в случаях временного резкого повышения за­тухания линии связи, например, при образовании отложения на проводах инея или гололеда.