Роль судебной власти в правотворческой деятельности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Таким образом, расширение круга участников законодательного процесса за счет органов конституционного контроля свидетельствует об усилении механизма контроля в законотворчестве.

Одним из наиболее существенных признаков законодательного процесса является его стадийность. Законодательный процесс представляет собой именно совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых обладает своими особенностями, задачами, субъектами и направлена на решение конкретных целей, успешное достижение которых является необходимым условием и обязательной предпосылкой для принятия закона.

В юридической литературе дается определение стадий законодательного процесса. Под стадиями законодательного процесса понимаются относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу. Вместе с тем указанная дефиниция не акцентирует внимание на критерии выделения стадии законодательного процесса. Необходимо обратить внимание на то, что действия, составляющие стадию законодательного процесса, должны иметь юридическое значение и наибольшую социальную значимость, все стадии должны быть органически связаны между собой. Непременным условием является последовательность действий, поскольку она обеспечивает упорядоченность процесса. Таким образом, стадии должны характеризоваться последовательностью действий, их связанностью, обязательным характером и юридическим значением.

Вопрос о количестве стадий, а также о том, какую стадию считать начальной, а какую – конечной, является в юридической литературе дискуссионным. Называется различное число стадий законодательного процесса. Так, Ю.А.Тихомиров выделяет шесть стадий: 1) прогнозирование и планирование законодательства; 2) внесение предложений об изменении законов; 3) разработка концепции закона и подготовка законопроекта; 4) специальное и общественное обсуждение проекта закона; 5) рассмотрение и принятие закона; 6) опубликование закона и вступление его в силу; Г.А.Василевич выделяет семь стадий: 1) прогнозирование и планирование развития законодательства; 2) законодательная инициатива; 3) предварительное рассмотрение проектов; 4) рассмотрение проекта на заседании Палаты представителей; 5) принятие закона; 6) рассмотрение и одобрение (отклонение) Советом Республики принятых проектов законов; 7) подписание и обнародование закона.

Как правило, в отечественной и зарубежной юридической литературе выделяются четыре основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие закона; санкционирование, промульгация и опубликование закона. Каждая из указанных стадий обладает своей спецификой, но вместе они образуют единый законодательный процесс, отражающий и закрепляющий логику прохождения проекта закона с момента его зарождения и до вступления в силу.

В научной литературе в настоящее время наблюдается тенденция к признанию большего числа стадий законодательного процесса. Однако этот рост не может быть бесконечным. Ю.А.Тихомиров подчеркивал необходимость четкой фиксации стадий, этапов законодательного процесса, которые выражают последовательность аналитических и иных действий, имеющих наибольшую социальную значимость и юридическое значение.

Исключительно важным представляется теоретический вопрос о критериях выделения стадий законодательного процесса. В этой связи представляют интерес суждения, высказанные А.Н.Кокотовым относительно критериев выделения стадий законодательного процесса. Он обоснованно, на наш взгляд, выделяет три основных критерия. Первый – выделение в законодательном процессе последовательного ряда частных целей, без достижения которых невозможен и конечный результат – введение в действие нового закона или отказ от его принятия. Второй – переход законопроекта (закона) от одних участников процесса к другим и (или) изменение режима работы с законопроектом (законом). Третий – оформление перехода закона (законопроекта) от одного участника законодательного процесса к другому и (или) изменение режима работы с законопроектом (законом) соответствующими процессуальными решениями. Заметим, что исходя из указанных критериев А.Н.Кокотов выделяет двенадцать стадий законодательного процесса в РФ, причем относит к числу самостоятельных стадий такие, как, например, направление Государственной Думой принятого ею закона в Совет Федерации, направление принятого и одобренного закона Президенту, что представляется весьма спорным.

Таким образом, на каждой стадии совершаются определенные процедурные действия, имеющие частные цели, но объединяемые одной общей целью законодательного процесса – введением в действие нового закона. Стадии должны быть органично связаны между собой, следующая стадия начинается после завершения предыдущей, каждая стадия должна заканчиваться принятием специального процессуального документа, обычно на новой стадии проверяется то, что было сделано на предыдущей. Наряду с указанными общими чертами стадии законодательного процесса обладают определенными особенностями, к числу которых можно отнести различный круг участвующих в них субъектов, различные сроки для осуществления определенных действий, иногда неодинаковый процессуальный порядок проведения того или иного действия. Вместе с тем известно, что на каждой стадии законодательного процесса существуют определенные этапы – группы взаимосвязанных процессуальных действий. Следует отметить, что указанные предложенные критерии выделения

Похожие материалы

Информация о работе