Конструктивное реагирование на критику в контексте эволюции конфликтологических знаний

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Следовательно, законы общества должны подчиняться законам природы, в том числе и естественному отбору. И борьба является средством для выживания. Отсюда и конфликты – естественное проявление истинной человеческой сущности. Т. е. стремление к борьбе за лучшую жизнь биологически заложена в человеке, любая агрессивность играет эволюционно-обусловленную роль, сопротивляться которой бессмысленно.

Социолог Л. Гумплович считает, что человек произошел от множества независимых друг от друга приматов. Кровное родство пробуждает чувство привязанности к «своим», а те, кто «не свой» – «чужие». Такие «чужие» вызывают непримиримость и ненависть. Позитивные эмоции порождают групповую солидарность, а негативные – межгрупповой антагонизм.

У. Самнер считал, что человеком движет стремление к удовлетворению своих потребностей в пище, сексе, общественном признании, а так же стремление избавится от страха перед божествами. Нравственные и правовые нормы поведения, обычаи и привычки людей Самнер пытался вывести из практики человеческих конфликтов.

А. Смолл считал, что все конфликты универсальны, и что с развитием общества интересы людей переплетаются, в результате чего конфликт перерастает в общественное согласие. При этом социальные проблемы в обществе, ведущие к конфликтам, должны «сглаживаться», «преодолеваться» путем «социализации».

Равновесная модель

Рассматривает общество как целостную систему. Опирается на систему норм и согласие людей в отношении общих ценностей. Социальный конфликт нарушает общественный порядок и равновесие общественной системы. Он рассматривается как патология. Основоположник – Т. Парнос. По его мнению, желательно не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать.

Конфликтная модель

Эта модель опирается на положение о том, что конфликт ценностей и столкновение культур являются типичными для современного общества.

Основные тезисы теории конфликта Дарендорфа

  • Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подчинение.
  • Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими.
  • У каждой из таких групп есть общие интересы.
  • Осознавая свои общие интересы, они образуют общественный класс.
  • Классовый конфликт обостряется, если:
  • Почти вся власть находится в руках нескольких людей;
  • Те, кто лишен власти, не могут ее получить;
  • Люди могут свободно организовывать политические группы.

Основные тезисы теории конфликта К. Маркса

  • Общество всегда имеет большое количество конфликтов и противоречий.
  • Конфликт – неизбежное и распространенное свойство общества.
  • Конфликты чаще всего обусловлены недостатками ресурсов, особенно власти.
  • Конфликт – главный источник изменений социальных систем.
  • Любой конфликт имеет антагонистический характер.
  • Чем сильнее поляризация господствующих и подчиненных, тем более насильственным будет конфликт.

Основные тезисы теории конфликта Г. Зиммеля

  • Конфликт в обществе неизбежен и неотвратим.
  • Конфликт приводит к сохранению и укреплению общества.
  • Основные источники конфликта: разные интересы и «инстинкты враждебности».
  • Чем больше эмоций в конфликте, тем он острее.
  • Чем выше сплоченность участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт.
  • Чем крепче было изначальное согласие участников конфликта, чем более дружны между собой они были, тем острее конфликт.
  • Если конфликт становится самоцелью, его острота повышается.
  • Чем больше конфликт выходит за рамки индивидуальных целей и интересов, тем он острее.

Основные тезисы теории конфликта Л. Козера

  • В любом обществе есть конфликты и столкновения интересов.
  • Конфликт при определенных условиях способствует развитию общества.
  • Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, укреплять единство группы и т.д.
  • Насильственный неконструктивный конфликт приводит к масштабным разрушениям в обществе и негативно влияет на его развитие.

Конструктивное реагирование на справедливую критику в ситуации

Похожие материалы

Информация о работе