История ГП «ХЭМЗ» (Харьковский электромеханический завод), страница 5

Оживилась производственная деятельность. За период с января по июнь заводом было изготовлено 33 трансфор­матора и 1352 динамо-машины постоянного и трехфаз­ного тока, а также значительное количество другой элек­тротехнической аппаратуры.

Многие промышленные предприятия Харькова бездей­ствовали. Однако завод «Электросила» № 1 продолжал работать. В течение 1920 года он выполнил ряд важных заказов для угольной промышленности Донбасса и Харь­ковского паровозостроительного завода.

Начало реконструкции завода

Хэмзовцы освоили производство новой продукции: моторов и аппаратуры облегченного типа. Мотор серии «Т» был легче своего предшественника на 40—50 про­центов. Кол­лектив завода создал и новый универсальный закрытый мотор типа «УТ» с внутренней циркуляцией воздуха и наружным охлаждением. В этом моторе впервые на­шли применение сварные станины. На конвейер было переведено производство рубильников.

Хэмзовцы значительно превзошли плановые наметки по выпуску продукции, снижению ее себестоимости, росту производительности труда. Эти успехи на год уско­рили переход завода на семичасовой рабочий день (ноябрь 1929 года).

ХЭМЗ стал одним из первых заводов-втузов. Здесь были созданы рабочий факультет, электротехникум и филиал электротехнического института. За пять лет (1930—1935    гг.)     рабфак    окончили    600    хэмзовцев.

Рабочие, специалисты завода всеми силами содей­ствовали техническому прогрессу, укреплению эконо­мики.

В 1931 году на ХЭМЗе -готовились к выпуску мощ­ного агрегата для Алюминстроя. Изоляционные мате­риалы предполагалось закупить в Германии, поскольку опыта изготовления изоляции для таких крупных машин не было. Но коллектив решил и в этом случае освобо­диться от импорта. Поиски увенчались успехом: инже­неры К. Петров, К- Трайский наладили производство стекло-асбестовой  массы.

Харьковской электростанции потребовался 28-панельный щит и 14-панельный пульт. Специалисты были настроены приобрести его за границей. «Мы сами сде­лаем щит,— заявили рабочие. Нечего зря тратить зо­лото». Слово не разошлось с делом, заказ был выполнен.

В последние годы пятилетки коллектив ХЭМЗа осво­ил выпуск изделий, ранее ввозившихся из-за границы. Впервые был изготовлен мотор большого на­пряжения, за одни чертежи которого американская компания «Дженерал электрик» запросила 20 тысяч рублей золотом. Конструкторы завода создали первый совет­ский скоростной максимальный автомат на 1500 ампер, 7 генераторов для Алюминстроя, мотор для угольного комбайна, являвшийся новинкой отечественной техники. Первый советский блюминг был оснащен аппарату­рой автоматического управления, сделанной руками хэмзовцев.

Освоение новых машин сопровождалось большим производственным подъемом. Вот один из многих при­меров. В далекой Армении на реке Дзорагет строилась гидроэлектростанция. Коллектив ХЭМЗа обязался до­срочно изготовить для этой стройки трехфазный верти­кальный генератор мощностью 10 тысяч киловатт и 500 оборотов в минуту. Рабочие, проявившие горячую за­интересованность в образцовом выполнении подобного заказа, заявили, что в машине не будет ни одной импорт­ной детали. Они обратились к литейщикам Краматор­ского и Николаевского судостроительных заводов с при­зывом дать литье в срок и отличного качества.

Генератор был сконструирован старейшим специали­стом завода К. И. Апситом и его помощниками – инже­нерами Бажановым и Котовым. Летом 1931 года в раз­гар работы завод облетела тревожная весть: в Армении землетрясение. Во многих цехах прошли митинги, участ­ники которых выражали свою готовность помочь трудя­щимся братской республики быстрее ликвидировать последствия стихийного бедствия. На заседании произ­водственного совещания было зачитано письмо строите­лей Дзорагэса, содержавшее просьбу ускорить изготов­ление генератора и тем самым обеспечить своевремен­ный пуск гидроэлектростанции. Испытания прошли успешно, и 1 октября гене­ратор был отправлен.

Становление и развитие ХЭМЗа

Ощутимый вклад внес коллектив ХЭМЗа в сооруже­ние крупнейших строек — канала Москва-Волга и Московского метрополитена, для ко­торых изготовил системы автоматического управления эскалаторами, тяговыми и понизительными подстан­циями, насосными станциями и другое оборудование.

В январе 1937 года произошло слияние электромеха­нического и турбогенераторного заводов в одно пред­приятие – Харьковский электромеханический и турбо­генераторный завод (ХЭТЗ).

За годы первой и второй пятилеток Харьковский электромеханический завод стал одним из ведущих пред­приятий отечественного электромашиностроения. Его кор­пуса раскинулись на территории, равной 36,7 гектара, или вдвое большей, чем она была к началу строитель­ства. Число рабочих по сравнению с 1913 годом увели­чилось в 4,5 раза и составляло в 1938 году 19 тысяч человек, в том числе 3275 инженерно-технических работ­ников.

Но не только значительно вырос объем производства. Коренным образом изменилась номенклатура выпускае­мых изделий. Рядом с сохранившимся мелким и сред­ним машиностроением, почти полностью модернизиро­ванным, появилось крупное электромашиностроение. Народное хозяйство получало мощные электромоторы, автоматическое оборудование, новейшую высоковольтную аппаратуру. На металлургических заводах, угольных шахтах, нефтепромыслах, на большинстве электростан­ций работали паровые турбины, генераторы, электромоторы, созданные умелыми руками хэмзовцев.

Были достигнуты новые крупные успехи в выполнении сложных заказов правительства для наиболее важных строек и действующих предприятий страны.

Так, для Днепровского алюминиевого комбината были изготовлены мощные агрегаты, каждый из которых состоял из двух генераторов постоянного тока ПБК24/6 по 16 000 ампер и синхронного электродвигателя типа МС395-14/29 мощностью 10 150 киловатт. Такие генера­торы были разработаны и сделаны впервые. Новая тех­ника сменила ранее применявшиеся пятимашинные агре­гаты.