Современный русский язык как предмет научного изучения. Место русского языка в кругу родственных славянских языков. Фонетика и её место среди других разделов науки о языке

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.  Современный русский язык как предмет научного изучения. Содержание терминов  «современный» (язык) и «русский» (язык).

Современный русский язык как предмет научного изучения - это высшая разновидность национального русского языка, обладающая нормированностью и системой стилей, представляющая собой системную и структурную организацию языковых уровней. Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского. Среди славянских языков русский — самый распространенный. Он является национ языком России и Белорусии. Понятие «современный» нередко подводят рус лит язык довольно широких хронологических рамок – от Пушкина до наших дней. – это язык на котором говорят русские и нерусские.  В настоящее время.

2. Место русского языка в кругу родственных славянских языков. Статус русского языка в Беларуси и в странах СНГ.

Среди славянских языков русский — самый распространенный. Все славянские языки обнаруживают между собой большое сходство, но ближе всего к русскому языку — белорусский и украинский. По числу говорящих на нём русский язык занимает первое место среди всех славянских языков. Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского. Он является национ языком России и Белорусии.

3. Фонетика и её место среди других разделов науки о языке. Связь фонетики с грамматикой, лексикологией, орфоэпией, орфографией. Задачи фонетики.

Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое  строение языка. Её задачи: 1) установить звуковой состав данного языка в определенный период развития;2) Изучить его в статическом состоянии или изучить развитие звуковой стороны языка на протяжении ряда эпох истории этого языка;3) определить последовательные изменения звуков речи и выяснить причины их изменений;4)изучить фонетические явления данного языка в сравнении с другими родственными языками; 5)исследовать звуковые системы двух и более языков с целью нахождения в них общего и специфического.

Особенности фонетики в том, что звуки не имея значения являются строительным материалом для других единиц языка. Этот факт определяет связь фонетики с другими лингвистическими дисциплинами. Связь фонетики с лексикологией проявляется, когда благодаря наличию тех или иных звуков опознается значение данного слова (стол-стал-стул-стыл).грамматика изучает морфемы, грамматические формы слов и предложения. Все эти единицы имеют звуковое оформление. Ближе всего фонетика связана с орфоэпией, которая при установлении произносительных норм опирается на фонетические законы языка. Связь фонетики с орфографией состоит в том, что во многих случаях правила написания слова опираются на фонетические законы.

4. Понятие о звуке речи. Природа, признаки и функция звуков. Три аспекта изучения звуков языка.

Звук речи – минимальная, исторически сложившаяся, далее не делимая чувственным восприятием единица языка. Язык  объективен, это обусловлено тем, что сущ. набор звуков возникал на опред. территории. Звук не имеет своего значения, не называет предметов реальной действительности. Он обеспечивает существование языка в целом. Признаки:акустические(опред. слуховым восприятием звука); физиологические (основываются на работе речевого аппарата и учитывают работу тех или иных органов речи)Функции: производящая, перцептивная, сигнификативная. 3аспекта: артикуляционный Исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении;Активны или пассивны голосовые связки Вытянуты ли губы вперед и т. д. 2) акустический (физический)Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность. 3) функциональный Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

5. Активные и пассивные органы речевого аппарата, их значение в произношении отдельных звуков. Принципы классификации звуков речи. Артикуляционные и акустические различия гласных и согласных звуков.

голосовые связки, мягкое нёбо, язык, губы -  эти органы речи называются активными; твёрдое нёбо, зубы - пассивными. Голосовые связки могут работать 4способами: 1)г.с. предельно напряжены, активно работают и производлят сильный голос – гласные звуки; 2) г.с. напряжены не до предела, менее активны  +голос и шум – сонорные;3)г.с. слабо напряжены и производят слабый голос+шум и голос –звонкие

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Русский язык
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
218 Kb
Скачали:
0