Общие нравственные понятия и их историческое развитие. Парадоксы морали

Страницы работы

45 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Общие нравственные понятия и их историческое развитие

История существования человечества показывает, что с течением времени моральные нормы поведения общества действительно меняются, развиваются или деградируют. Следовательно, можно сказать, что мораль – это «формы осознания общественно-необходимого типа поведения, реализуемые людьми в свободных действиях с опорой на личные убеждения и общественное мнение».

Мораль человека формируется на основе основных этических понятий:

Ø  смысл и цель жизни;

Ø  идеалы, ценности;

Ø  добро и зло;

Ø  долг и совесть;

Ø  свобода и необходимость;

Ø  счастье

Ø  эгоизм и альтруизм;

Ø  справедливость;

Ø  насилие и отказ от насилия.

До настоящего времени человечество не выработало единого представления о морали. Все подходы к пониманию этой проблемы можно разделить на два направления:

1.  натуралистическое (материалистическое);

2.  идеалистическое (субъективно- идеалистическое, объективно- идеалистическое, религиозное).

Натуралистическое мировоззрение также распадается на ряд течений, в основе которых лежит более конкретное указание источника морали:

ü эвдемонизм – связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем

ü гедонизм - с удовольствием, наслаждением;

ü утилитаризм – с пользой, выгодой.

Мораль пытались структурировать, т.е. классифицировать ее составляющие по разным признакам:

1.  По способу определения морали:

ü  биологический – изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и популяции;

ü  психологический – рассматривает психологические механизмы, обеспечивающие выполнение нравственных норм;

ü  социологический – выясняет общественные условия, в которых складываются нравы, а также роль морали для поддержания устойчивости общества;

ü  нормативный – формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов;

ü  личностный – видит те же идеальные представления в личностном преломлении, в качестве аспекта индивидуального сознания;

ü  философский – представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека во Вселенной.

2.  Вторая классификация делит мораль на три составляющих:

ü сознание (понятия, убеждения, цели);

ü деятельность (поступки);

ü отношения (совокупность слов и дел)

1.  Третья классификация связана с глубиной регулирующего воздействия, оказываемого моралью на человека:

ü  норма (закон), которая определяет поведение человека в некоторых типичных ситуациях; способы их решения сообщаются людям с детства;

ü  нравственные качества как человеческие добродетели (мудрость, мужество, умеренность и справедливость);

ü  общая линия поведения на основе нравственных принципов (коллективизм или индивидуализм, эгоизм или альтруизм). Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом.

ü  идеалы (конечная цель, к которой направлено нравственное развитие, либо образ морально совершенной личности).

Причем сначала идеалы, потом нравственные принципы, нравственные качества и нравственные нормы. Человек пытается познать суть мира, в котором он живет → пытается осознать свое место в мире и цель своего существования → путь (способы достижения цели).

По мере развития общества расширялась сфера контактов человека. Уже говорилось о том, что мораль связана с противопоставлением «Я» - «он, они».

Парадоксы морали.

Функционирование морали в реальных отношениях порождает специфические трудности, связанные с тем, что мораль утверждает самоценность личности, а в ходе практической деятельности люди становятся в иерархические отношения, при которых одни управляют другими. Практика жизни свидетельствует, сто люди, занимающие более высокое положение в социально-иерархических структурах, берутся выносить моральную оценку подчиненным, хотя, с точки зрения нравственных норм, они сами далеки от совершенства.

Логично предположить, что такую функцию (моральной оценки) могут взять на себя люди, выделяющиеся из общей массы по моральным качествам, подобно тому, как это делается во всех других областях знания (право авторитетного суждения о музыке имеют признанные музыканты, о юридических вопросах – опытные юристы и т.д.). Но существует парадокс: чем выше нравственный уровень человека, тем более критически он относится к себе. Поэтому действительно нравственный человек не считает себя достойным

Похожие материалы

Информация о работе