Взаимосвязь универсальной этики и этики управления. Два взгляда на роль бизнеса в обществе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Нравственная устойчивость предпринимателя неразрывно связана с временной перспективой, в которой он рассматривает то или иное деловое отношение. Покер краткосрочное занятие с ограниченной перспективой и кратковременными обязательствами участников: поиграли и разошлись. Иногда такой характер имеют и некоторые сделки, особенно торговые и посреднические. Но все-таки подавляющая, производственная часть экономики, сфера услуг основана на иной перспективе. Гораздо труднее обмануть того, в ком ты заинтересован как в постоянном партнере или клиенте, чьи дети учатся вместе с твоими детьми, того, с кем ты встречаешься в церкви, в клубе и т.д. Репутация в век телекоммуникаций создается и разрушается гораздо быстрее, чем в прошлом веке. К тому же она стоит очень дорого не только а денежном, но и в социальном и психологическом измерениях. Поэтому подлинная и постоянная проблема в современном предпринимательстве не "как искуснее обмануть", а как решить моральную дилемму: преступать или не преступать внутренний, самим собой установленный и принятый барьер.

КТО ВОСПИТАЕТ БИЗНЕСМЕНА?

Здесь возникает следующий важный момент: кто должен прививать эту моральную самодисциплину? Поскольку вопросы совести и морали традиционно относятся к компетенции религии, то, казалось бы, ответ прост: должна заниматься церковь. Однако в Америке дело обстоит гораздо сложнее. В одной из своих работ Д.Джоунс, крупный специалист по проблеме взаимоотношений религии и бизнеса, говорит о том, что в Америке сложились три подхода, три "евангелия'', по его выражению. Первое из них он называет "социальным". Его отличает антикапиталистическая направленность. Сторонники этого подхода исходят из того, что воспитывать бизнесменов в духе человеколюбия не только неблагодарное занятие; оно вредно, поскольку позволяет маскировать реально существующую эксплуатацию и отодвигает перспективу преобразования социально-экономической структуры общества в более справедливую систему. Второе "евангелие" - христианский социальный реализм. "Реалисты" считают, что начинать преобразования надо с политической сферы, бизнес — слишком узкая и менее значимая сфера для воспитательной деятельности. Наконец, представители наиболее традиционного, третьего "евангелия" — неоконсерваторы по своим политическим убеждениям считают единственно правильным дух протестантской этики. Отождествляя экономический успех с богоугодностью, они с подозрением относятся к идее этического воспитания бизнесменов, учитывая общую антикапиталистическую, направленность как "церковных амвонов, так и университетских кафедр.

Между тем церковь, как отмечает Джоунс, могла бы принять самое активное участие в формировании этики бизнеса. Для этого священнослужители должны были бы: проявить действительное желание понять, как действует экономическая система в стране; научиться языку, на котором общаются и обсуждают свои проблемы предприниматели; наконец, овладеть техникой анализа проблемных ситуаций. Вместо этого церковь фактически самоустранилась от участия в этическом воспитании бизнесменов. К этому надо добавить, что ряд скандалов, связанных с сомнительными в моральном плане поступками нескольких известных телепроповедников, существенно ослабил право Церкви на поучения.

В 1987 г. в одном из интервью Р.Рейган, признав, что и его администрация далека от морального совершенства, сказал: "Я за нравственность. Хотелось бы, чтобы ее больше преподавали в наших учебных заведениях". Надо сказать, что уже в 1981—1982 учебном году курсы по этике бизнеса читались в 317 американских вузах, действовали более 20 научных центров, за период 1976—1980 гг. было опубликовано около 700 книг и более 2000 статей.

Преподавать этику бизнеса стало модно и... доходно, а, следовательно, оказалось чревато этическими проблемами, как и любой бизнес. В 1987 г, на первые страницы газет попало следующее происшествие. Ведущая в стране школа бизнеса при одном из наиболее авторитетных американских университетов — Колумбийском доверила прочитать курс о практике поглощения одной корпорации другой. Курс под названием "Налет корпорации: военное искусство" был прочитан специалистом в этой области. На заключительном экзамене преподаватель дал студентам, выходцам из состоятельных семей и, следовательно, информированным о положении компаний людям, задание: за вознаграждение в сто тысяч долларов найти ему компанию, которую он мог бы приобрести. Только в результате длительных переговоров с администрацией школы, под угрозой отмены курса преподаватель согласился снять свое предложение. Здесь любопытны два факта, Первый — само предложение в таком учебном заведении. Второе — готовность почти всех студентов выполнить это задание.

Разумеется, этот случай уникален. Именно поэтому он и привлек внимание. В школах бизнеса из года в год совершенствуются методы преподавания предпринимательской этики, в которых все большее участие принимают практики с огромным личным опытом решения тех проблем, которые они предлагают для обсуждения. Материалы и научные исследования, на основании которых написана

Похожие материалы

Информация о работе