Предварительное планирование уроков "Биология. Природоведение" для 8 класса (Строение и функции организма человека в целом, его клеток, тканей, органов и их систем)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

УТВЕРЖДАЮ:                                                                    РАССМОТРЕНО:

Директор МОУ СОШ №91                                     на педагогическом совете

______________________                                       Протокол №_________ от

«____»___________200__г.                                    «____»___________200__г.

Предварительное планирование

уроков   Биология. Природоведение.     

предмет

Классы  5-11  .

Учитель  

2009-2010 уч.год


Пояснительная записка

Тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием и структурой программы Биология. Человек. для 8 класса авторов Н.И. Сонина, М.Р. Сапина (М., «Дрофа»). Данная программа предназначена для изучения курса биологии в средней общеобразовательной школе и является продолжением дисциплин освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие организмов» в 6 и 7 классах.

Основная цель курса раскрыть анатомические, физиологические, цитологические, санитарно-гигиенические и медицинские понятия. Помочь учащимся овладеть общебиологическими знаниями, изучить основы анатомии, физиологии и психологии человека.

Задачи:

  • Изучить с учащимися строение и функции организма человека в целом, его клеток, тканей, органов и их систем.
  • Помочь учащимся осознать необходимость регулярного соблюдения правил гигиены, правильной организации быта, труда и отдыха.

Курс состоит из 17 тем, на изучение которых отведено 70 часов в год, 2 часа в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Контроль ЗУН учащихся осуществляется за счет тестовых и контрольных работ (___ часов).

В программу включены лабораторные и практические работы в размере ______ часов, темы указаны в планировании.

Структура курса (по темам):

Место человека в системе органического мира 2 ч

Происхождение человека 2 ч

Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека 1 ч

Общий обзор строения и функций организма человека 4 ч

Координация и регуляция 12 ч

Опора и движение 9 ч

Внутренняя среда организма 4 ч

Транспорт веществ 4 ч

Дыхание 5 ч

Пищеварение 5 ч

Обмен веществ и энергии. Витамины 2 ч

Выделение 2 ч

Покровы тела 3 ч

Размножение и развитие 2 ч

Высшая нервная деятельность 6 ч

Человек и его здоровье 4 ч

Резервное время 3 ч

Итого 70 часов.


Содержание курса

(70 часов; 2 часа в неделю)

Место человека в системе органического мира

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различие человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Происхождение человека

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

            Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи.

Общий обзор строения и функций организма человека

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительые, мышечные, нервная. Органы. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

ЛПР: Распознавание на таблицах органов и систем органов.

            Координация и регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и переферическая нервная системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс. Строение и функции спинного и головного мозга. Анализаторы.

ЛПР: Изучение изменения размера зрачка. Определение условных и безусловных рефлексов.

Опора и движение

Скелет человека, его отделы. Состав и строение костей. Рост костей. Типы соединений костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Утомление мышц. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

ЛПР: Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Внутренняя среда организма и транспорт веществ

Понятие «внутренняя среда организма». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение. Клеточные элементы крови. Плазма. Группы крови. Иммунитет. Переливание крови.

Сердце, его строение и регуляция деятельности. Два круга кровообращения. Лимфообращение. Сосуды. Кровяное давление. Заболевание органов кровообращение, их предупреждение.

ЛПР: Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

            Дыхание

Потребность организма человека в кислороде. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен. Искусственное дыхание.  Голосовой аппарат.

ЛПР: Определение частоты дыхания.

Пищеварение

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы. Этапы пищеварения.

ЛПР: Определение норм рационального питания.

Обмен веществ и энергии. Выделение.

Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз и гипервитаминоз.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения, их строение и функции. Роль кожи в выделении продуктов обмена.

Размножение и развитие

Система органов размножения. Оплодотворение. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Высшая нервная деятельность

Рефлекс. Форма поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон и его значение. Гигиена сна. Особенности психики человека.

Человек и его здоровье

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи. Укрепление здоровья. Факторы риска. Вредные привычки.

Основные средства обучения.

Сонин. 8 кл. Человек: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений /Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.-5-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2008

Дополнительные средства обучения.

  1. Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек»
  2. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек.: Учеб. Пособие для ВУЗов, а также учащихся средних школ и колледжей. – М.: ФАИР–Пресс, 1999.-320с.

Предмет

К-во часов по БУП

К-во часов по прогр.

Всего часов

Разбивка по четвертям

Биология

8 класс

70

70

70

I

II

III

IV



№ п/п

Дата

Тема урока

Дом. задание

Примечания

8 «А»

8 «Б»

1.

Введение

Человек как биологический вид 2 ч

2.

Место человека в системе органического мира

3.

Особенности  человека.

Происхождение человека 2 ч

4.

Происхождение человека. Этапы его становления.

5.

Расы человека.

Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека 1 ч

6.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Доклад

Общий обзор организма человека 4 ч

7.

Клеточное строение организма.

8.

Ткани.

9.

Ткани. Распознавание на таблицах органов и систем органов

ЛПР

10.

Органы. Системы органов. Организм

Координация и регуляция 12 ч

11.

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

12.

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.

13.

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

14.

Спинной мозг. Лабораторная работа.

ЛПР

15.

Головной мозг. Строение и функции.

16.

Полушария большого мозга. Определение условных и безусловных рефлексов. Лабораторная работа.

ЛПР

17.

Полушария большого мозга. Лабораторная работа.

ЛПР

18.

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.

19.

Зрительный анализатор. Изучение изменения размера зрачка. Лабораторная работа.

ЛПР

20.

Анализаторы слуха и равновесия.

21.

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов.

22.

Контрольная работа по теме «Нервная система» «Анализаторы»

Контр.

Опора и движение 9 ч

23.

Аппарат опоры и движения, его функция.

24.

Строение и функция костей. Изучение внешнего строения костей.

ЛПР

25.

Типы соединения костей.

26.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

27.

Мышцы, их строение и функции.

28.

Работа мышц.

29.

Возрастные изменения в строении опорно-двигательного аппарата

Похожие материалы

Информация о работе