Память и её виды. Феноменальная память. Кривая Эббингауза

Страницы работы

Фрагмент текста работы

  • эмоциональный тип памяти - прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

феноменальная память

  • характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

  • Мнемонист Шерешевский - исключительно развитая образная память. Он без особого труда удерживал огромные таблицы чисел, слов, легко вспоминая задание шестнадцатилетней давности, обстановку, в которой производился опыт, и т. д.
  • Механизм его запоминания сводился к тому, что он либо продолжал «видеть» предлагаемые ему ряды слов и цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в свои, хорошо знакомые ему образы.

механизмы памяти

  • Физиологи - хранение информации с образованием нервных связей (ассоциаций);
  • Биохимики — изменение состава РНК и других биохимических структур;
  • Психологи - зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности

Процессы памяти:

  • Запоминание
  • Сохранение
  • Воспроизведение
  • Забывание

  • Запоминание — психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием
  • Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.
  • Забывание — процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.

  • Воспроизведение - актуализация, оживление ранее образовавшихся в мозгу связей. Оно может протекать преднамеренно и непреднамеренно.

Теории забывания

  • Интерферирующего торможения следов
  • забывание - продукт влияния побочных воздействий, взаимного торможения следов.
  • Забывание зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

  • Угасания следов
  • следы постепенно угасают, стираются.
  • Забывание - естественный, протекающий
  • пассивно процесс

Интерферирующего торможения следов

  • Проактивное (вперед направленное) торможение - отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности.
  • Ретроактивное (назад направленного) торможение - отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности.

  • Явления проактивного и ретроактивного торможения объясняют закономерности памяти:
  • преимущества распределенного повторения по сравнению с концентрированным;
  • лучшее сохранение начала и конца;
  • более прочное запоминание того, что заучено непосредственно перед сном

Кривая Эббингауза

  • Более 50% информации человек теряет к концу первого часа после окончания работы с информацией.
  • 30 % информации утрачивается ещё в течении суток.
  • Целесообразно повторить информацию через час.

  • Мнемические эффекты

Эффект реминисценции

  • Улучшение со временем воспроизведения заученного материала без его повторения в интервале удержания.
  • Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания.

Эффект интерференции

  • Влияние на эффективность воспроизведения искомого материала предшествующей или последующей информации.
  • Проактивная и Ретроактивная.

Эффект края

  • Разновидностью эффекта интерференции.
  • Начало и конец информационного ряда запоминаются (и воспроизводятся) лучше, чем середина.

Эффект Блюмы Зейгарник

  • Человек лучше запоминает материал, связанный с какими-либо незаконченными действиями, чем с законченными.

  • Эффект Ресторфф (эффект изоляции) - объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других.
  • числа, включенные в ряд слогов, запоминались лучше, чем слоги, в силу того что они образуют целостную фигуру на фоне остальных элементов ряда.

Эффект последействия прерванного действия М.Овсянкиной

  • Прерванные действия имеют тенденцию к завершению.
  • В 86% случаев испытуемые возвращались к прерванному действию, что бы его завершить.

Успешность памяти зависит:

  • от степени завершенности действий запоминания;
  • от интересов и склонностей личности;
  • от отношения личности к той или иной деятельности;
  • от эмоционального настроя;
  • от волевого усилия.

индивидуальные различия в памяти

  • в различной скорости запоминания;
  • в прочности сохранения;
  • в легкости воспроизведения.

Мнемотехнические приемы

  • Методы группировки
  • Методы рифм и ритма

  • Метод акронимов – составление сокращенных названий из первых букв слов
  • СЭВ, ООН, НАТО - акроним
  • Как расшифровывается ЮНЕСКО?

  • Метод акростихов- стихи, первые буквы каждой строки которых, образуют какое-то слово или фразу.

  • Цепной метод - элементы списка стараются ассоциировать друг с другом

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
278 Kb
Скачали:
0