Методика русского языка как наука. Задачи методики. Методы исследования в методике преподавания русского языка

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Методика призвана ответить на вопросы, зачем, чему и как учить. Согласно ФГОС, акцент делается определении целей и планируемых результатов образования, а также на разработке системы оценивания планируемых результатов образования.

Связь методики с философией - выводы философии об отношениях языка и мышления, взаимосвязи общества и отдельного человека, сущности человеческой деятельности. Эти положения лежат в основе разработки таких методических выводов, как целесообразность коллективных форм обучения, обучение речи как деятельности; психологией - выводы, касающиеся психологии восприятия: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация и др.; выводы социальной психологии о целях обучения, формах работы, дифференцированном подходе к учащимся; психологические исследования об этапах учебных действий, возрастных возможностях усвоения знаний, пиках и спадах концентрации внимания.

Связь методики с педагогикой и дидактикой (общей теорией обучения) – изучение общедидактиченских принципов преподавания, разработанные педагогикой методы обучения и контроля, формы обучения, критерии оценки знаний, умений и навыков/система оценивания результатов образования.

Методы исследования в методике преподавания русского языка

Методы исследования – способы выявления актуальных вопросов методики, поиски средств их решения и проверка эффективности. Метод наблюдения – целенаправленное наблюдение за работой учащихся на уроках и анализ домашней работы учеников, выявление тенденций в усвоении знаний и приобретении умений и навыков при изучении различного материала. Изучение методического наследия

Методы исследования в методике преподавания русского языка

  • Эксперимент:
  • Поисковый – выявление проблемных зон в процессе обучения определенному предмету, разделу, теме;
  • Констатирующий – экспериментальный срез, проводящийся для подтверждения определенной гипотезы посредством тестирования и анкетирования;
  • Обучающий – процесс обучения определенной группы обучающихся по какой-либо новой методике, программе, учебному пособию и т.д.;
  • Корректирующий - устранение недостатков, выявленных в процессе обучающего эксперимента;
  • Контрольный – констатация результатов обучения посредством вторичного тестирования и анкетирования для выявления эффективности обучающего эксперимента.

История методики преподавания русского языка

  • Конец XVI – начале XVII века создаются первые грамматики церковнославянского языка:
    • «Грамматика словенская» Лаврентия Зизания (1596)
    • «Грамматика словенского языка» Мелетия Смотрицкого (1619)
    • «Букварь» Кариона Истомина (1694)
  • 1757 год – «Российская грамматика» М.В. Ломоносова

История методики преподавания русского языка

  • 1844 год – возникновение методики
    • - выход книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка»
    • « Надобно отличать ученую методу от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одной, не обращая никакого внимания на личность читателя или слушателя <…> педагог должен развивать, образовывать и упражнять способности учащихся: наука его тогда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим преподается».

История методики преподавания русского языка

  • Ф.И. Буслаев выдвигает на первый план
    • осознанное усвоение учащимися материала
    • умение учащихся правильно использовать полученные знания в собственной речи
    • соединение «знаний и умений, учения и упражнения»
    • обращает внимание на
      • роль изучения языка в развитии мышления учащихся
      • важную роль упражнений.
      • выделяет два способа преподавания:
      • эвристический (ученик сам доискивается до истины)
      • догматический (получает сведения о языке в готовом виде)

История методики преподавания русского языка

  • К.Д. Ушинский (1824-1870)
  • «Детский мир» и «Родное слово»
  • «… следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания».
  • И.И. Срезневский
  • «Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте» (1860), «Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях» (1871)

История методики преподавания русского языка

  • Начало ХХ века – усиление научно-лингвистической направленности в методике
  • Ф.Ф. Фортунатов «О преподавании грамматики русского языка в средней школе» (1903)
  • А.М. Пешковский «Русский синтаксис в научном освещении», «Школьная и научная грамматика» (1914), «Наш язык» в 3-х томах (1922-1925)

История методики преподавания русского языка

  • Л.В. Щерба
  • обучение владению письменным и устным литературным языком, что достигается изучением грамматики, чтением образцов литературной речи, систематических упражнений в продуцировании устных текстов
  • обучение орфографии (принцип сознательности усвоения в связи и изучением грамматики)
  • обучение грамматике (для приобретения навыков устной речи; формирования сознательного отношения к слову; понимания возможностей языка в выражении одного и того же содержания при помощи синонимических рядов)

История методики преподавания русского языка

  • А.В. Текучев «Методика грамматического разбора», «Очерки по методике обучения русскому языку» и еще более 200 научно-методических работ
  • «Методика преподавания русского языка в школе» под редакцией М.Т. Баранова (1991)
  • «Методика преподавания русского языка в средней школе»

Похожие материалы

Информация о работе