Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 29

Вопрос о свободе воли. Человек свободен, т.к. он имеет сознание собственной свободы. Но ни о какой свободе воли не может быть и речи, ибо воля, подобно мысли, есть лишь абстракция, а не реальная сущность. Реален лишь мыслящий и вопящий человек, и его свобода там, где он способен делать то, что он хочет.

В философии природы он опирается на физику Ньютона, развил мысль о всеобщей закономерности природы, а также отстаивал преимущества принципа первичной обусловленности ее явлений перед принципом целесообразности.

В учении о знании Вольтер пытался сочетать сенсуалистический эмпиризм с некоторыми элементами рационализма. Основным был тезис о происхождении всех знаний из ощущений. В то же время он утверждал, что существует и абстрактное знание - логико-математическое и относящееся к морали. Оно для Бога также значимо, как' и для человека, существует только одна истина.

В сфере морали Вольтер боролся как против учения о врожденности этических принципов, так и против учения об их условном (конвенциональном) характере.

Значительна роль Вольтера в философии культуры и философии истории. Здесь он резко выступил против взглядов Паскаля и Руссо, противопоставлявших неиспорченную природу культуре. По Вольтеру, возвращение к первобытной культуре есть нечто противоестественное и цивилизованный человек живет с природой в большем согласии, чем дикарь.

Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778) - одни из самых влиятельных деятелей фр. просвещения. Дебют: "Рассуждения о науках и искусствах". Содействуют ли успехи наук и искусств улучшению нравов? Да.

Труды: "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми", "Общественный договор", "Эмиль, или О воспитании". Основная тема - судьба личности в современном ей обществе с его сложной искусственной культурой, с его противоречиями. Значение его в тех идеях, которые он выдвинул как социолог, политический мыслитель, моралист, психолог и педагог. Глубина, смелость в критике общественного строя Франции. Большинство фр. просветителей, ведя борьбу против господства феодальной церкви, пренебрежительно относились к массам. Вольтер презирал "чернь" и особенно боялся пробуждения в ней политического самосознания.

Руссо занял другую позицию. Никто из его современников не осознавал так сильно, как он, противоречий фр. общественной системы. Руссо сознавал их с точки зрения угнетенных мелкобуржуазных масс крестьян и ремесленников (гораздо более демократично). Именно эта основа была причиной крайней противоречивости его социальной философии.

Основное противоречие современной ему общественной жизни принимает в сознании Руссо отвлеченную форму противоречия между культурой и природой, между естественной гармонической жизнью чувства и искусственной односторонностью рассудочного мышления,

Рационализм 17и 18 вв. не признавал в чувстве специфически душевной деятельности наряду с интеллектом и волей. Напротив, Руссо видит в чувстве не только самостоятельную, но и основную первичную форму духовной деятельности. Еще раньше, чем разум, в человеке появляются чувства удовольствия и неудовольствия, чувство не только первичнее разума, по происхождению, но и важнее, чем разум.

Двойственность этого суждения: 1) правильно раскрывало односторонность, недостаточность рационалистического представления о человеке и его душевной деятельности, 2) ошибка - противопоставление чувства, как высшей и более ценной сферы душевной жизни, разуму как сфере низшей.

Сближая чувство с инстинктом Руссо выводил из этого сближения мысль, будто развитие форм интеллекта - фантазии и мышления - разрушило в человеке первоначальную гармонию, первоначальное отношение между потребностями и способностями.

Критикуя односторонность рационализма, Руссо сам остается во многом на почве рационализма. Подчеркивая права чувства, он признает, что большую роль в развитии чувства играет познание.