Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 2

Знания далеко не исчерпывают содержания мировоззрения. Чтобы знание обрело мировоззренческий смысл, оно должно быть освещено лучами нашей оценки, нашего к нему отношения. Мы все оцениваем с точки зрения интересов определенной социальной группы, общества, а также личной. Нам ничто не безразлично, тем более то, что касается высших жизненных ценностей. Вот почему мировоззрение испокон веков является духовным поприщем острой борьбы различных социальных сил, общественных классов. Отсюда в структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка, т.е. мировоззрению присуща еще и ценностная насыщенность.

Знания как бы вливаются в сосуд мировоззрения, когда становятся убеждениями. Убеждения - это постоянный компонент мировоззрения, та призма, через которую видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; непоколебимая уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые, как бы овладев всем существом человека, подчиняют себе его чувства, совесть, волю и поступки. Убеждения - это идеи, воплощенные в действия, и действия, озаренные идеей.

Наряду со знанием, ценностными ориентациями и убеждениями в структуру мировоззрения входят и идеалы. Жизнь человека немыслима вне идеалов. Это то, к чему устремлены все помыслы, чувства и деяния людей. Идеалы могут быть научно обоснованными, реальными и иллюзорными, недосягаемыми. Как правило, они обращены в будущее. Они определяются практикой, всем совокупным опытом человека, интересами и духовными потребностями; они в свою очередь оказывают эффективное воздействие на жизнь как общества, так и отдельного человека. И чем возвышеннее личные и социальные идеалы, тем масштабнее личность и прогрессивнее данное общество, тем богаче, благороднее содержание индивидуальной и общественной жизни. Наличие в мировоззрении идеалов характеризует его как опережающее отражение действительности, но и ориентирует на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства и продолжается в течение всей жизни. Оно определяет жизненную позицию, реализуясь в характере трудовой и социальной активности, в семье, в обществе. В конечном счете мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки, дела.

Мировоззрение подвержено историческим переменам. Можно выделить общие черты настроя той или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями в качестве определяющих жизнь общих воззрений.

Мировоззрение - образование интегральное. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия людей. Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. Две крайности: Догматизм - фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, без внутренней критичности, собственного анализа. Скептицизм - неверие ни во что, утрата идеалов. Исторически сложились три основных типа мировоззрения: мифология, религия и философия. МИФОЛОГИЯ (мифос - предание, сказание; логос понятие, учение) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

МИФЫ - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Но есть и общее в мифах: попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы и т.д. Наряду с этим уделялось внимание происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти, различным испытаниям человека, культурных достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах (древнегреческая Илиада, индийская Гамаяна, карело-финская Камвала и др.).