Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 18

Крупным представителем Средневековья является Фома Аквинский (1225 - 1274). В 14-ом в. признан святым ("Ангельский доктор"). Собратья по монастырю называли его "Бык".

Основная цель философии Фомы - дать отпор учению о самостоятельном существовании религии и философии (естественные науки). В противоположность учению о двойственной истине Аверроэса выдвигает учение о гармонии между верой и разумом, они отличны друг от друга, но вместе образуют гармонию. Между ними не должно быть раздоров, т.к. они постигают веру одного учителя - Бога.

Природа - творение Божье. Богословие изучает священное писание - откровение. Значит между сочинениями одного и того же автора не может быть противоречий.

К истинной вере можно прийти изучением священного писания, но лучше истины Откровений пояснить с помощью науки. Наука переводит истины Откровений на более доступный язык. Лучше понимать, чем просто верить.

Язык Аквинского красочен: "Наука - служанка богословия. Госпожа может обойтись и без нее, но с ней легче". Его учение - томизм (от лат. формы Томас) более 100 лет является официальной религиозной философией Ватикана.

Фома Аквинский в философском учении опирается на философское учение Аристотеля (учение о соотношении материи и формы). Вслед за ним, Фома: материя - пассивное начало, материя не может существовать отдельно от формы, а форма может, Фома выдвигает целый ряд доказательств существования Бога.

Схоластика пришла в упадок когда стала развиваться наука. Достижения Средневековой философии: В.С. Соловьев считал, что философия средневековья - шаг назад по сравнению с ранним христианством. М.М. Бахтин: в искусстве (духовном) - шаг назад. В целом СФ пропагандирует оптимистичный взгляд на мир: все, что сотворено Богом, хорошо и совершенно, миром правит добро (сатана, зло - в небытие). В рамках СФ разработано оригинальное учение о человеке. Античное учение главным свойством человека считает разум, учение средневековья - волю. Августин: мы видим добро, но не следуем за ним - не позволяет воля. В СФ возникает проблема самосознания, формируется "Я". Начинает формироваться историческое мышление. В античности основой этики было знание, в средние века - вера, т.е. центр тяжести был перенесен из разума в веру. Августин говорил, что все люди - суть воли; человек хотя и знает добро, но его воля не подчиняется ему, и он делает то, что не хотел бы делать, т.е. человек не может преодолеть своих греховных влечений без божественной помощи, без благодати.

Прослеживается двойственность положения человека: по замыслу он выше космоса и должен быть господином природы, но в силу своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия.

Внимание к внутренней жизни порождает у человека чувство собственного "Я". Это приводит к открытию самосознания как субъективной реальности. Наше знание о собственном существовании (самосознание) обладает абсолютной достоверностью.

Бытие. Так как Бог - высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, хорошо и совершенно. Зло - небытие, не есть сущность. Зло живет за счет добра. Добро правит миром (оптимизм).

Средневековая философия формируется под воздействием философских и христианских откровений (новое толкование для обоснования своих догматов).

Сущность (смысл данной вещи) и существование (все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии) или эссенция и экзистенция. Познание определенной вещи сводится к 4 вопросам: 1. Есть ли вещь? Установить существование 2. Что она такое? 3. Какова она? [Сущность вещи 4. Почему (или для чего) она есть? У Аристотеля нет четких разграничений этих понятий. Это у Боэция (480 - 524 гг. до н.э.). Проблема разума и веры (воли). В античности центр тяжести этики - в знании, в средние века - в вере, т.е. перенесен из разума в веру. Августин: все люди - суть воли; человек хотя и знает добро, но его воля не подчиняется ему, и он делает то, что не хотел бы делать. Человек не может преодолеть своих греховных влечений без божественной помощи, т.е. без благодати.