Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 12

Взгляды их на разгадку тайн природы и космоса, он был для них живым, даже одушевленным целым. Софисты (учителя мудрости): человек - мера всех вещей. Протагор (490 - 470 гг. до н.э.) и Горгий (ок. 480 - ок.380 гг. до н.э.). 1) Критика всякого утверждения, т.е. право на существование получает только такое содержание сознания, которое было допущено этим сознанием, т.е. доказано им. Критика нравов, обычаев, устоев старой цивилизации за их непосредственность (неотъемлемый элемент традиций).

2) Софисты - представители греческого Просвещения не столько углубляли философское учение, сколько популяризировали знание. В 5 в. до н.э. был демократический строй, поэтому влияние человека на гос. дела было велико. Отсюда необходимость ораторского искусства.

Софисты обучали грамматике, стилистике, риторике, умению вести полемику и давали общее образование. Вырабатывали нормы литературного греческого языка.

В центре внимания - человек. На 1 плане проблемы познания, психология. 3) Протагор (исх. принцип софистов): "человек есть мера всех вещей:

существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют". Хорошо то, что приносит человеку удовольствие, плохо - что причиняет страдания.

4) В теории познания ориентация на отдельного индивида, через его чувственные ощущения. Определенное человеческое знание относительно, т.е. объективное знание недостижимо - это субъективный идеализм.

Бытие - это ни что иное, как изменчивый чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Афинский философ Сократ (470 - 399 гг. до н.э.): вопросы новых форм достоверности знания (вслед за софистами).

Философский интерес Сократа: что такое человек и его сознание. Познай самого себя. Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция - разум - она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, обязательное знание. Но это знание можно обрести только собственными усилиями, а не извне. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща в ходе бесед (диалогов). Он пытался определить справедливость добра.

В центре внимания те же вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия - познание того, что такое добро и зло. Но философия может рассматриваться как нравственная деятельность, если знание само по себе уже есть добро (этический рационализм). Безнравственный поступок - плод незнания истины. Знание - источник нравственного совершенства. Знание доброго, это значит следование доброму, что ведет человека к счастью.

Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную и твердую основу, на которой могло бы стоять здание нравственности. Школы стоиков и эпикурейцев (Зенон, Панэций, Посидоний). Свобода человека от власти внешнего мира - условия добродетели и счастья жизни.

5. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ ПЛАТОН (427 - 347 гг. до н.э.).

Идеалистическое понятие бытия. Бытие вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию (как у элеатов). Но в отличие от них: бытие у Платона множественное. (Демокрит: бытие - материальное, атом; Платон - бестелесное образование, идея). Все, что имеет части (Платон) изменчиво и поэтому нетождественно себе, а следовательно в парменидовско-платоновском смысле не существует. Существует только то, что не имеет частей, т.е. не принадлежит чувственно-пространственному миру (существование: это вечность, неизменность, бессмертие). Миру сверхъестественных, неизменных и вечных идей (бытию) противостоит изменчивая и переходящая сфера чувственных вещей (мир становления). Критикуя тех, кто признает тела и бытие за одно и то же, Платон утверждает, что истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи. Идеи Платон называет "сущностями" (от "быть").