Ответы на экзаменационные вопросы № 1-10 по философии (Понятие мировоззрения, его исторические типы. И.Кант - основоположник немецкой классической философии), страница 11

Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений (априорий), с помощью которых он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не есть бытие.

1 априория: доказывает невозможность мыслить движение. Чтобы пройти какое-нибудь расстояние, надо сначала пройти его 1/4, затем 1/2 и т.д. без конца, т.к. отрезок линии можно делить до бесконечности. И в самом деле, если непрерывная величина (отрезок линии) мыслится как актуально данное бесконечное множество точек, то "пройти", "просчитать" все эти точки ни в какой конечный отрезок времени невозможно.

2 априория: Ахиллес и черепаха. Быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, т.к. когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного, и так до бесконечности.

3 априория: Стрела. Летящая стрела на самом деле покоится, поскольку движения нет. В определенный момент времени стрела занимает определенное место, равное ее величине, значит она покоится, ибо движение, будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает место большее, чем он сам. Значит движение можно мыслить как сумму состояний покоя, значит нет никакого движения. Таким образом, ни множество, ни движение не могут быть мыслимы без противоречия, а т.к. для элеатов бытие и мышление тождественны, то движение и множество не существуют поистине, а только во мнении.

Парадоксы Зенона нередко рассматривались как софизмы, сбивающие с толку людей и ведущие к скептицизму.

Однако их ценность: обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории Зенона сыграли важную роль в развитии античной диалектики, как и античной науки, особенно логики и математики. Диалектика единого и многого, конечного и бесконечного - одна из наиболее важных заслуг Платона.

Понятие актуально бесконечного (у Зенона) не используется греческими математиками и философами (они оперировали понятием потенциальной бесконечности, т.е. бесконечностью делимых величин, но не признавали их составленности из бесконечно большого числа). Итак, диалектика АФ выделяло в понятии бытия три момента:

1) бытие есть, а небытия нет;

2) бытие едино и неделимо;

3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо, его нет для разума, значит оно не существует. Понятие единого сыграло важную роль у пифагорейцев. Они объясняли сущность вещей с помощью чисел и их соотношений, тем самым способствуя развитию математики. Началом числа выступала единица ("монада" или едино). Единое, согласно пифагорейскому учению, по своему статусу выше множественности, оно служит началом определенности. А там, где налицо определенность, только и возможно познание; неопределенное непознаваемо.

АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА БЫТИЯ: БЫТИЕ КАК НЕДЕЛИМОЕ ТЕЛО

Демократ (470 г. до н.э.): бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом ("атом" - греч. неразделимое). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимую физическую частицу. Таких атомов бесконечное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой (небытием) и как таковые непознаваемы. Демокрит различает мир атомов, как' истинный и поэтому познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющий собой лишь внешнюю видимость. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Сцепляясь друг с другом, они образуют тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит: целое - сумма частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытии" - атомов, которое трактует материалистически.

Итак, в бытие характерно дуалистическое противопоставление 2-х начал: бытия и небытия у Парменида, атомов и пустоты - у Демокрита, идей и материи - у Платона, формы и материи - у Аристотеля.