Изучение колодочного тормоза ТКТ, страница 6

Ленточные тормоза могут быть нормально разомкнутые и нормально замкнутые.

При нормально разомкнутых тормозах (рис. 3, а) для затормаживания вала 1 необходимо затянуть ленту 2 на шкиве 3, прилагая усилие К к рычагу (педали) 4. В тормозе второго вида лента 2 (рис. 3, б) всегда затянута усилием, создаваемым пружиной 5. Для растормаживания механизма необходимо приложить к рычагу 4 усилие К1 вверх (электромагнитом, гидротолкателем, вручную).

Рис. 3. Дисково-колодочный тормоз

1—вал, подлежащий затормаживанию; 2 — лента; 3 —тормозной шкив; 4 — тормозной рычаг; 5 — затормаживающая пружина

Тормоза могут быть с внешней или с внутренней лентой (последние применяют редко).

Дисковые и конические тормоза. Большую группу составляют тормоза осевого действия, в которых тормозные моменты создаются либо при приложении внешних осевых усилий (дисковые и конические тормоза), либо когда осевое усилие создается самим поднимаемым грузом (грузоупорный тормоз).

На рис. 4 показаны схемы осевых тормозов первого вида: однодисковые, многодисковые, конические. Дисковые тормоза получили широкое применение в подъемных механизмах талей, автомобильных кранах и др. Многодисковый тормоз (рис. 4, б) состоит из вала 3, жестко связанного с передаточным механизмом кранового устройства, дисков 4, насаженных на шпонке или шлицах на валу 3, дисков 1, перемещающихся по направляющим неподвижного корпуса 5. Торможение вала 3 достигается при перемещении дисков влево муфтой 2 усилием, S0 до упора в корпус 5. Возникающий при этом момент от сил трения между вращающимися дисками 4 и невращающимися дисками 1, а также стенкой корпуса 5 останавливает вал 3.

Выключение дисков может осуществляться вручную, в электрических кранах с помощью магнитов, толкателей, в гидравлических — при подаче под давлением рабочей жидкости.

Рис. 4. Тормоза дисковые и конические: