Характеристика симптомокомплексов неблагополучного развития личности детей дошкольного возраста и общие пути коррекции

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Например, детям предлагается выделить у себя качества личности, подобрать к ним специально заготовленных ранее человечков и поместить в домик (упражнение «Я-домик»). Дети помещают человечков-качества в домик и дают им название. Можно использовать рисунок в виде солнышка. Дошкольники рисуют к нему лучики и дают каждому лучику название (например, жадность, лень, любовь к маме, доброта, драчливость, смелость и т.д.);

— повышение силы «Я», можно использовать такое упражнение: ребенок идентифицируется с любимым животным, например кошкой, и громко говорит: «Мяу!»;

— формирование представлений о своих сильных сторонах. Например, дети называют сильные стороны друг друга (сильный, смелый, добрый, веселый) и вспоминают случаи, когда они проявлялись. Можно эти качества рисовать, идентифицировать с ними игрушки, изображать и т.п.

3. Развитие способности к межличностному взаимодействию, бесконфликтному общению, умению не обижаться:

— обучение элементарным навыкам общения на установление контакта;

— умению правильно задавать вопросы и отвечать на них, слушать и т.п.;

— моделирование воображаемых и реальных жизненных ситуаций конфликтного характера с обязательной сменой позиций: с нападающей на защитную и наоборот;

— развитие способности к выдержке, терпимости, способности держать удар, например, ребенку дается задание: «Твой друг обозвал тебя "жадиной"». Как ты поступишь? Промолчишь, обзовешь в ответ, найдешь такие слова, чтобы было приятно обоим. Покажи»;

— обучение навыкам прощения, например: «Как ты попросишь прощение у друга, которого обозвал?», «Ты обижен товарищем, при каких условиях ты готов простить его и помириться?» Проигрываются все варианты.

Разумеется, здесь мы привели лишь общие направления и некоторые примеры возможной работы с обидчивыми детьми. В реальной практике это требует значительного времени и усилий, как со стороны воспитателя, так и со стороны психолога. Хорошо, когда к этой работе будут привлечены и родители.

Детские страхи

В дошкольном возрасте нередко можно столкнуться с таким явлением, как страхи. В определенной мере они характерны и для взрослого человека, однако у детей данное явление приобретает особую остроту и эмоциональную окрашенность. Страхи свойственны многим, это нормальное явление, если ребенок чего-то боится или опасается. Однако у некоторых детей страхи занимают центральную часть их переживаний и отрицательно сказываются на личностном развитии.

Под страхами обычно понимают аффективно-заостренную актуализацию инстинкта самосохранения, которая обусловливается смутной угрозой или реальной опасностью. Встречаются дети, которые боятся воды, высоты, замкнутого или открытого пространства, животных, темноты, вымышленных персонажей, людей: врача, парикмахера и т.п.

Механизм возникновения страхов таков: происходит соединение эмоциональной сферы с воображением. Источником, конечно, являются реальные события. Известно, что даже в игровой ситуации, увлекшись, ребенок начинает воспринимать тот или иной игровой персонаж как реальный, начинает бояться его по-настоящему.

Таким образом, причина страхов кроется не только в реальном объекте или ситуации, но и в сознании ребенка, его отношении к событиям жизни.

Если попытаться обобщить причины возникновения страхов, то их можно свести к следующему.

♦  Предрасположенность обусловлена типом нервной деятельности и типом темперамента; впечатлительные, чувствительные дети гораздо чаще подвержены страхам, чем дошкольники с сильной нервной системой, устойчивой психикой.

♦ Непроизвольная передача взрослыми своих опасений, например: одевайся теплее — заболеешь, заболел — пей лекарство, а то не выздоровеешь, не трогай острый предмет — порежешься и др.

♦ Излишняя строгость или, наоборот, вседозволенность со стороны взрослых, например: угрозы, запугивание; когда ребенок осознает, что не способен удовлетворить требования взрослых, он из-за боязни наказания начинает лгать, сама же ложь усиливает страх, так как дошкольник начинает бояться и того, что данная ложь будет обнаружена — срабатывает механизм цепной реакции.

♦  Психологическая травма, испуг от собаки, которая в порыве дружелюбия

Похожие материалы

Информация о работе