Детские страхи и их коррекция. Методы коррекции страхов. Игровые упражнения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

последние годы психологи отмечают существенное увеличение количества детей, испытывающих постоянные страхи, и это не удивительно, учитывая нестабильность и агрессивность нашего общества. Даже современное искусство для детей нельзя назвать щадящим. Еще не так давно С. Образцов, создатель знаменитого кукольного театра, не рекомендовал взрослым приводить пятилетних детей на спектакль «Красная шапочка», считая, что образ волка может произвести на них слишком тяжелое впечатление. Теперь дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби и прочие, но и боевики, триллеры и фильмы ужасов. Если добавить к этому еще компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных зверушек, то можно только удивляться тому, как дети выдерживают такую психологическую нагрузку.

В предложенных методических рекомендациях педагоги-психологи и специалисты по социальной работе смогут найти необходимую информацию о возрастных особенностях проявления страхов у детей, о возможных причинах их появления, а также рекомендации по устранению страхов, используя рисование и предложенные игровые упражнения. Надеемся, что данное пособие окажется полезным в вашей практической деятельности.


Возрастные проявления страхов

Здоровье ребенка во многом зависит от эмоционального и психического состояния женщины во время беременности. Если женщина во время беременности находилась в состоянии выраженного эмоционального стресса (волнение в связи с учебой, экзаменами, бытовой неустроенностью, отношениями с родными и т. д.) то, по-видимому, беспокойство на гормональном уровне, испытанное ребенком в период внутриутробного развития, создало предпосылки для последующих более легких проявлений беспокойства на психологическом уровне. Кроме того, страх является одной из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Вполне вероятно, что даже самой первой. Еще толком не выпроставшись из пелены сна, окутывающей малыша в первые месяцы жизни, он начинает пугаться. Сначала резких звуков, потом незнакомой обстановки и, начиная со второй половины первого года жизни, - незнакомых людей. Именно в этот период появляется важный момент в нормальном психическом развитии ребенка - привязанность к матери.

Привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослым формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви. Малыш, пользуясь поддержкой и защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Привязанность появляется не сразу, а постепенно. О привязанности можно говорить, когда ребенок эмоционально выделяет мать из числа других взрослых и реагирует на ее уход. Обычно это бывает к четырем месяцам. В семь месяцев реакция на уход матери сопровождается отчетливым беспокойством, что в ряде случаев классифицируется как страх.

Чувство страха, охватывающее ребенка, когда он остается один, означает, что он эмоционально заостренно воспринимает отсутствие матери. Иногда это чувство приобретает травмирующее звучание, что может послужить основанием для последующего развития страха одиночества, потери расположения близкого человека. Реакции страха в семимесячном возрасте указывают на особую врожденную чувствительность эмоциональной сферы ребенка и должны всегда приниматься во внимание взрослым.

В восемь месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, выражая это беспокойство плачем, старается прижаться к матери. Появление категории «другого» указывает на дальнейшее развитие «я», теперь уже в структуре межличностных отношений

В один год и два месяца ребенок уже менее беспокойно воспринимает незнакомых ему взрослых. Но еще в течение двух месяцев проявляется его повышенная смущаемость при встречах с незнакомыми людьми. В большей степени страх перед незнакомыми, как и беспокойство при разлуке с матерью, присущ эмоционально чувствительным и привязанным к матери детям и чаще всего возникает у мальчиков.

Страх перед незнакомыми людьми может быть прообразом страха нового, неожиданного, неприятного, а также страхов перед сказочными персонажами, такими, как Баба-Яга, Кащей, Бармалей (в 3 года у мальчиков, в 4 года у девочек), волк, медведь. Все эти страхи основаны на опасениях в отношении применения необратимого физического ущерба.

Получается, что для ребенка присутствие любящих родителей кажется более прочным укрытием, чем все двери с замками, а всякое ослабление родительского защитного поля, которое должно надежно окутывать ребенка, вызывает в нем тревогу и ощущение того, что надвигающаяся опасность легко прорвет тонкую оболочку физического дома и достигнет его.

Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Чем больше расширяются границы его познания и развивается

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
1 Mb
Скачали:
0