Предмет и методы микроэкономики. Кардиналистский подход к оценке равновесия потребителя. Ординалистский (порядковый) подход к оценке равновесия потребителя. Бюджетная линия потребителя

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.Предмет и методы микроэкон.

Микроэк-ка как наука образ в конце XIX в., став отдел предметом – блоком эк теории. Ее формир связано с тем, что во второй полов XIX в. сложились предпос-ки для смены общей парадигмы эк науки. Разработка общих принципов и закономер полит экономии заменяется исслед-ем проблем эк практики: наряду с качеств анализом, присущим общей теории, возникает и количеств-ый.

Микроэк-ая теория изучает эк деятельность людей, устанав-ая ее существенные закономер-ти на конкретном уровне проявления (групп потребит-ей, фирм, отрасли). Эк деятельность людей направлена на удовл-ие их потребностей и поэтому включает такие компоненты, как потребности, ресурсы, технологии, продукты и их использование.Экономич субъекты – участники общего экономич процесса (хозяйств индивидуумы, группы, сообщества), занимающиеся либо преобразов-ем одних объектов в другие (производители), либо их использованием для собств нужд (потребители).

Эк действия потребит-ей и произв-ей характер-ся как принятие ими определен решений и их осуществлений, поэтому предметом микроэк является принятие эконом-ми субъектами эконом решений по поводу эконом благ. Микроэк дает обоснование правил равновесия, рационализма или оптимума в процессе решения эконом проблем.

Микроэконом анализ (методы, черты, подходы) основан на следующих принципах:1. Экономич атомизм. Поведение любых совокупностей эконом субъектов микроэкономика трактует как равнодействующую поступков отдельных эконом единиц – атомов эконом деятел-ти.

2. Эконом  рационализм. Определение эконом-ми субъектами выгод от принятия и осуществления решения и затрат, необходимых для достижения выгод; их сопост-ие с целью максимизации результата (общей полезности – для потребителя; общего дохода и прибыли – для производителя).3. Маржинализм (предельный анализ). Его сущность заключ в исследовании и оценке эконом явлений в постоянном изменении, т. е. с позиции не только общих или средних величин, но и их изменений (приростов). Рациональный экономич субъект, совершая экономич операцию, сопоставляет не только общий уровень выгод и затрат, но и дополнит (предельный). Продолжение экономич действия рационально до тех пор, пока предельн выгода не только будет превышать предел затраты, но станет равной им, что означает получение полной отдачи (максимизацию TU, TR, ТР) от вложенных затрат.4. Функциональн анализ. В экономич явлении выделяется характерная черта и влияющие на нее факторы; устанав-ся способ их взаимосвязи – функция. Выявление функциональных взаимосвязей – основа для установления причинно-следственной направленности и графического или формализованного ее выражения.

5. Равновесный подход к исследованию динамичных эк явлений и процессов. Выявлен и изучен в постоянно меняющейся эк действительности состояний стабильности; определение внутрен и внешн факторов и условий, приводящих систему (явление) в устойчивое или неустойчивое равновесие; обоснование правил и рекомендаций по установлению равновесн состояний, либо переходу от одного равновесия к другим.

6. Экономич моделирование – метод исслед эконом явления на базе построения модели (вербальный, формализован, аналитический).

2. Кордианалитич подход к оцетке равновесия потребителя. Кардиналистская позиция определения величины цены блага следующая: цена потребляемого блага должна определ-ся не общей, а предел-ой полезностью или предел-ым удовлетворением.

Сопоставл графики предельн полезности (MU) и индивид спроса (DD), находим явное сходство – обратную функционал зависимость предельн полезности от цен (РD) и объемов (Q):  MUn < … < MU2 < MU1;

Pn < … < P2 < P1.

Поскольку каждая последующ единица блага приносит меньшую MU, то покупатель за дополнит единицу блага склонен платить меньшую цену. Следов-но, снижение MU детерм-ет снижение РD (рис. 2).

Рис. 2. График индивид спроса и предельн полезности

Применительно к динамике РD можно сделать следующие выводы:

· РD определ величиной полезного эффекта, получаемого покупателем в процессе потребл блага;

· основой РD выступает субъективн оценка полезн-ти, т. е. предел полезность;

· пред полезность, выраженная в деньгах, есть предел ценность или обратная функция спроса.

Данные выводы являются теоретической основой при решении вопроса о выборе колич-ва благ, которое следует потребить, сопоставив выгоду и издержки потреблен.

На рис. 3 показано соотношен между предельн ценностью, издержк-ми потребления (рыночной ценой), объемом покупки и выгодой потребителя. Линия АВ – функция MU$, или обратн функция спроса. 1ав – чистая выгода от покупки. Максимум превышения общей выгоды (Soавq1) над общими издержками потребителя (Sop1вq1) достигается в точке В, где MU$ (предельн ценность) равна РD.

Рис. 3. График предельной ценности, цены, объема потребления и выгоды потребителя

3. Ординалист(порядк) подход к оценке равновесия потребителя

Похожие материалы

Информация о работе