Изучение особенностей формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Педагогические условия формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР..................................................................... 23

Выводы по первой главе ................................................................... 33

Глава 2. Экспериментальная работа по формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...................................................... 35

2.1. Выявление уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР..................................................................... 35

2.2. Система работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР .................................................................... 45

2.3. Динамика уровня сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР .................................................................... 52

Выводы по второй главе ................................................................... 56

Заключение ....................................................................................... 49

Библиографический список .............................................................. 62

Приложения ...................................................................................... 66


Введение

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) 50-60-х годах XX в [22]. Отклонения в речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения [17].

Диалогическая речь изучается многими науками: лингвистикой, психологией, педагогикой, психолингвистикой и др. Соответственно, много ученых занималось изучением данной проблемы: Якубинский Л. П., Бахтин М. М., Лисина М. М., Капитовская О. А., Плохотнюк М. Г. и многие другие [46]. Будучи представителями разных наук, они изучали диалог с различных точек зрения.

Ряд ученых считают, что овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической. Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. Этому помогает и связанность диалога: последовательность реплик, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм протекает параллельно.

Рассматривая проблему изучения диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно отметить, что на сегодняшний день она мало изучена и недостаточно разработаны приемы формирования диалогической речи. Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР.

Объектом исследования является диалогическая речь детей старшего  дошкольного возраста с ОНР.

Предметом исследования является процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР.

Гипотеза исследования. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР будет эффективным, если:

– организована речевая среда и происходит взаимодействие взрослых

Похожие материалы

Информация о работе