Христианские религиозные институты раннего средневековья

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Христианские религиозные институты раннего средневековья

I. Формирование христианской религиозно-политической системыраннего средневековья

Центральное место в религиозно-политической системе средних веков зани-мала христианская церковь. Основания особого положения церкви в обществе: 1. Господство религиозного мировоззрения. 2. Способность церкви как организации контролировать взгляды верующих. 3. Прямое влияние христианских религиоз-ных организаций на развитие специфической средневековой культуры (через гос-подствующее положение в духовной сфере общества, особенно до XII-XIII вв.).

Основные общественно-исторические результаты названных процессов:

•               христианство внесло существенный вклад в формирование европейской цивилизации, объединяя европейские народы вокруг единой системы этических ценностей;

•               взаимодействуя с традиционной народной культурой, церковь в извест-ной мере деформировала и подавляла ее. С Х1-Х11 вв. католическая цер-ковь - на переднем плане борьбы господствующего класса со всяким ина-комыслием.

Распространение христианства в позднеантичной Европе (III-V вв.) - самое заметное идеологическое проявление кризиса и распада гражданской общины как основы античной системы:

1.             В отличие от языческих религий, характерных для гражданских общин, христианство как мировая религия отрицает: а) этнические, б) сословно-социальные границы для приобщения прозелитов (прозелит -от греч. – «пришелец», человек, принявший новую веру) к своему вероисповеда-нию.

2.             Верующие-прозелиты получают в христианстве мировоззрение, снима-ющее острый социально-психологический дискомфорт, и сплоченную, поддерживающую их морально и материально организацию (церковь).

Примечание. В языческих религиях церковь как организация верующих от-сутствует.

К началу IV в. в Римской империи создаются предпосылки для союза меж-ду церковью и государством: 1. Государство в условиях перехода к открытой во-енно-бюрократической монархии нуждалось в установлении идеологического (в том числе - религиозного) единства и в организации, контролирующей взгляды подданных. 2. Церковь нуждалась в поддержке государства (сама не имея соот-ветствующего аппарата) для преодоления догматических и организационных рас-колов в своей среде (неизбежных при сильной социальной и культурно-территориальной разобщенности населения империи).

При императоре Константине I (306-337) христианство становится полно-правной и в известной мере покровительствуемой религией. В 381 г. оно стано-вится государственной, обязательной для исповедания, религией империи.

Формирование внецерковных религиозных организаций. Еще до IV в. в христианстве возникло понятие ереси (в переводе с греч. первоначально - «от-бор», «избранный образ жизни или мысли») как какого-либо религиозного уче-ния, отклоняющегося от господствующей церковной доктрины в вопросах догма-тики, культа, организации. Объявление опаснейшим преступлением против веры и церкви, ереси и организации еретиков, с установлением союза между церковью и государством, подвергаются преследованиям. С другой стороны, в условиях гос-подства религиозной идеологии, определенные формы оппозиции властям, бу-дучи в религиозных облачениях и потому часто оборачиваясь оппозицией прежде всего в отношении официальной церкви, могли объявиться еретическими.

Христианские догмы (основные положения вероучения, обязательные для всех верующих) в основном были разработаны и приняты вселенскими соборами (съездами высшего духовенства) в IV-V вв. Догматика формировалась в острой богословской и социально-политической борьбе. Толки христианства, не приняв-шие решения собора, за которые голосовало большинство, часто объявлялись еретическими. Некоторые из них формировали самостоятельные церкви (ариане, учение которых стало господствующим в ряде «варварских королевств»; несто-риане, закреплявшиеся в странах восточнее Византии, монофиситы, чьей базой стали Сирия, Палестина, Египет).

Еретические секты, союзы и церкви, будучи религиозными по форме, обре-тали политическую природу и таким образом усложняли не только религиозно-политическую, но в целом политическую систему средневековья.

Организационная структура официальной церкви. Оформление органи-зационной структуры церкви в основном завершается в IV-V вв. Низовым ее зве-ном явился приход во главе с пресвитером (священником

Похожие материалы

Информация о работе