Задания к контрольной работе по дисциплине «Спортивная медицина» и методические указания для ее выполнения, страница 2

Тема 3. Клинико-физиологическая оценка нормы и патологии. Этиоло­гия и патогенез. Причины, условия возникновения, развития заболеваний (физические, химические, биологические, социальные). Влияние экологиче­ских, наследственных и врожденных факторов.

Роль физических упражнений в формировании стрессоустойчивости и надежности организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды.

Тема 3.1. Исследования функционального состояния физиологических систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, функциональ­ные пробы. Методика проведения. Типы реакций - нормальные, атипичные, патологические. Качественная и количественная оценка. Механизмы адапта­ции к физическим нагрузкам Роль различных звеньев организма в системе срочной, долговременной адаптации (центральной нервной, вегетативной, гуморальной регуляции). Понятие о гомеостазе. Роль двигательной активно­сти различного объема, интенсивности, спортивной деятельности в формиро­вании гомеостатических реакций.

Тема 4. Заключение по данным комплексного медицинского обследо­вания. Оценка состояния здоровья (диагноз - основной, сопутствующие забо­левания; физического развития (гармоничность, специфичность гармонии применительно к направленности спортивной деятельности), адаптации к на­грузкам, рекомендации (общегигиенические, врачебно-спортивные, лечеб­ные). Назначения в медицинские группы: а) для академических занятий по физвоспитанию; б) для спортивного совершенствования

Тема 5. Врачебно-педагогические наблюдения. Цели, задачи исследо­ваний в условиях урока физического воспитания, спортивной тренировки, соревнований. Методы исследований: а) санитарно-гигиеническая характери­стика условий проведения занятий (температура, влажность, вентиляция, ско­рость движения воздуха.);

б) характер реакций на естественные нагрузки (внешние визуальные призна­ки воздействия физических упражнений; данные опросов состоянии: объек­тивных исследований - частоты дыхания, сердечных сокращений, артериаль­ного давления, "физиологической кривой" - динамики показателей в течение занятий и восстановительного периода; хронометраж, плотность урока оцен­ка методики проведения занятий, реакции, характер приспособляемости к на­грузке; ортостатическая проба; показатели внешнего дыхания; динамометрия ручная, становая, инструментальные методы, электрокардио­графия, оксиометрия, лиготонометрия, радиоэлектрокардиография. Самоконтроль: субъективные (самочувствие, настроение, сон, аппетит, рабо­тоспособность), функция кишечника, желание тренироваться); объективные (частота пульса потоотделение, спортивно-технические результаты).

Тема 6. Вопросы патологии в спортивно-медицинской практике

Тема 6.1. Заболевания и повреждения внутренних органов, кожных по­кровов, опорно-двигательного аппарата, органов чувств, нервной, эндокрин­ной систем, обмена веществ.

Тема 6.2. Остро развивающиеся патологические состояния в процессе занятий спортом. Внешние и внутренние причины: нарушения санитарно-гигиенических условий, предваряющих занятия, соревнования и в процессе их проведения; нарушения в организации и методике проведения занятий, со­ревнований; внутренние - нарушения в состоянии здоровья, Функционально­го статуса занимающегося. Патогенетические механизмы и клинические про­явления: обмороки, гравитационный шок, гипогликемия, сердечно-болевой, печеночный синдром (усилия), тепловой, солнечный удар, пояснично-крестцовые боли.

Тема 6.3. Хронические, патологические состояния (клиника, диагности­ка, лечение, профилактика, экспертиза); сердечно-сосудистой системы - мио-кардиодистрофия хронического физического перенапряжения, нейро-циркуляторная дистония, гипертоническая, гипотоническая болезни, сердеч­ные аритмии, миокардиты различной этиологии органов дыхания, фарингиты, ларингиты, тонзиллиты, бронхиты, пневмонии, плевриты, желудочно-кишечного тракта (гастриты, энтериты, колиты, заболевания печени и желчевыводящих путей.

Органов мочевыделительной системы - пиэлиты, нефриты, циститы, уретри­ты. Эндокринной системы - надпочечников, поджелудочной, щитовидной, половых желез, гипофиза. Обмена веществ: нарушения жирового, углеводно­го, белкового обмена (ожирение, диабет, дистрофия, подагра). Нервной сис­темы и органов чувств. Центральной нервной системы, спинного мозга: функциональные (неврозы и невростения, истерия, навязчивые состояния, травмы головного и спинного мозга (сотрясение, ушиб, сдавленно). Перифе­рической нервной системы (радикулиты, невриты, невралгии, опоясывающий лишай); травмы, ушибы нервных сплетений и нервов, сопутствующие уши­бам мягких тканей - невриты, плекситы. Заболевания, повреждения ушей, горла, носа, слухового прохода, отиты (ушной раковины, барабанной пере­понки), горла (фарингиты, тонзиллиты), ларингиты, трахеи (трахеиты), брон­хов, (бронхиты, бронхиолиты, бронхиальная астма), носа (риниты инфекци­онные, реактивные, вазомоторные, аллергические), придаточных полостей носа (гаймориты, этмоидиты, фронтиты). Искривление носовой перегородки (врожденное, травматическое).

Тема 7. Функциональная характеристика опорно-двигательного аппара­та. Скелет (кости, позвоночник, хрящевые образования, суставы, связки, су­хожилия, мышцы).

Влияние оптимальных, физических упражнений на опорно-двигательный ап­парат. Роль и реакция миоэнтезических образований (мышц, сухожилий, свя­зок, фасций, апоневрозов), структурные и функциональные изменения в них при рациональных нагрузках и перегрузках, физиологический (прогрессив­ные) и патологические перестройки. Дегенеративно-дистрофические измене­ния в костях (периоститы, периостеопатии); в сухожилиях (тендовагиниты. дединиты, паратенониты); связок (лигаментиты), мышц (миозиты, миоэнте-зиты; суставов (артриш, артрозы, периартрозы, синовиты, периартриты, пе-риартрозы); хрящей (хондрозы, остеохондрозы, хондромаляции). Заболевания позвоночника (врозденные аномалии, спондиолизы, спондилистезы и др.), приобретенные (кифозы, сколиозы, остеохондрозы).

Тема 8. Единство тренировочного и восстановительного процесса. Ме­ханизмы перехода на новые адаптационные уровни.

Тема 9. Особенности врачебного контроля за спортсменами различных возрастных групп, периода подготовки, проведения соревнований, направ­ленности' тренировочного процесса, средства и методы»

Тема 10. Закономерности протекания процессов утомления и восста­новления: умственного, сенсорного, эмоционального, физического. Пере­утомление, перетренированное гь, перенапряжение. Клинические проявления, причины и условия возникновения и развития, дифференциальная диагности­ка, экспертиза. Профилактика отклонений в состоянии здоровья и трениро­ванности. Превентивная и клиническая реабилитация (медицинская, физиче­ская, функциональная, спортивная).