Задания и методические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта», страница 2

Например, объект – обучение двигательным действиям. Обучение же может осуществляться с использованием различных методов, методических подходов. Соответственно, и изучение особенностей и эффективности этих методов, методических подходов может осуществляться с различных позиций, что и определяет предмет изучения. Предметом при овладении двигательных действий могут быть: проблемные элементы; программированное обучение; использование тренажерных устройств, средств наглядности, мультимедийных технологий и т.п.

Следует отметить и то, что предмет (как и объект) должен быть отражен в сформированной названием курсовой работе.

После определения объекта и предмета исследования формулируется цель. Цель исследования – это центральный момент работы. Цель – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы. Т.е. в качестве цели исследования обычно формулируется в самом обобщенном, сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Некорректность формулирования цели исследования возникает в том случае, когда  намечаемый научный результат подменяется практическими целями (так, например, «совершенствовать процесс овладения двигательными действиями», повысить эффективность развития выносливости и т.п.).

В наиболее общем виде могут применяться следующие алгоритмы формулирования цели:

Разработать (что?)

—  педагогические (методические) основы формирования (или воспитания, развития) (чего?) двигательных умений (или развития физических качеств, или воспитания личностных черт) (у кого?) у младших школьников (студентов, детей дошкольного возраста);

—  теоретическая модель (чего?) проведения мониторинга состояния физической подготовленности (у кого?)...

—  критерии, требования оценки (чего?) состояния физического здоровья (у кого?)...

Обосновать (что?) содержание (средства, методы, формы организации) (чего?) тренировочных занятий (уроков физической культуры, коррекционных занятий, гимнастики до занятий, физкультурных пауз) (у кого? где?) в группах начальной подготовки ДЮСШ (у учащихся младших классов, ...).

Выявить (обосновать, экспериментально проверить) (что?) методические условия формирования (воспитания, развития) (чего?) двигательных навыков (физических качеств, личностных черт, здорового образа жизни) (у кого?)...

Если курсовая работа носит обзорно-аналитический характер*, то цель может формулироваться следующим образом:

Проанализировать (что?)

—  содержание (организационные формы, методы) (чего?) постановки физического воспитания за рубежом;

—  существующую систему (чего?) спортивной подготовки (кого?) самбистов.

В случае, если курсовая работа посвящена творческому наследию какого-либо известного ученого (тренера, учителя физической культуры), то цель следует сформулировать следующим образом:

—  охарактеризовать (что?) педагогическую концепцию (П.Ф. Лесгафта, например);

—  показать (что?) ее значимость (в чем?) в роли и развитии современной системы физического воспитания (кого?) школьников.

На основании сформулированного объекта, предмета и цели, формулируются задачи. Под задачами понимаются частные, сравнительно самостоятельные цели исследования. Только последовательно решив поставленные задачи, становится возможным достижение цели.

Следует отметить и то, что задачи прямо исходят не только из цели, но и, что важно, из предмета исследования, так как именно предмет исследования определяет круг задач.

Задач исследования бывает несколько и между ними существует самая тесная связь. Как правило, нельзя решить одну задачу, не решив другую (например, нельзя определить влияние на юных конькобежцев различных методов тренировки, не изучив возрастные особенности сердечно-сосудистой  и дыхательной систем).

Формулировать задачи следует как можно тщательнее, так как от этого зависит содержание самой работы и структуры (каждой задаче соответствует раздел или подраздел, заголовки которых определяются именно из формулировок задач). Формулирование задач осуществляется в глагольной форме: «изучить», «описать», «выявить», «определить».

Существует определенный, единый для исследований любого уровня порядок выдвигаемых задач, который в определенной мере зависит от вида курсовой работы. Если работа носит опытно-экспериментальный характер, то первая задача заключается в изучении самой проблемы (ее решение, как правило, связано с изучением литературных источников по избранной теме). Вторая задача нацелена на то, как выявленная проблема может быть решена. Это сугубо теоретическая задача, связанная с построением модели, представляемой исследователем. Третья задача направлена на разработку, в соответствии с предлагаемой моделью (концепцией) экспериментальной программы (методики, технологии). Четвертая задача заключается в изучении эффективности разрабатываемой программы (методики, технологии и т.п.).

В том случае, если курсовая работа носит обзорно-аналитический характер, то порядок выдвигаемых задач – иной. Основное правило при этом – от общего к частному. Так, например, тема курсовой работы «Развитие силы у детей младшего школьного возраста». Прежде чем рассматривать непосредственно вопросы, связанные с развитием силы у детей, необходимо рассмотреть общую характеристику силы, физиологические механизмы ее проявления, методы и средства развития силы вообще, возрастные особенности детей младшего школьного возраста и только тогда перейти к рассмотрению особенности развития силы в данном возрасте. Все названные аспекты и должны первоначально найти отражение в задачах, а затем в названиях разделов (или подразделов).