Диагностика познавательных способностей: Методические рекомендации по психологии человека

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.

Часть 1.

Диагностика познавательных способностей (Методические рекомендации)

Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. 64 с.

Лабораторный практикум содержит описание процедуры проведения и обработки целого ряда психодиагностических методик, направленных на изучение познавательных способностей личности. Методические рекомендации по данному лабораторному практикуму адресованы студентам педагогических вузов.


3

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼5

I.ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ

1.Методика изучения линейного глазомера¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼9

2.Методика изучения объемного глазомера¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼10

3.Методика изучения зрительного восприятия (методика «Шкалы приборов»)¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼11

4.Методика изучения восприятия времени¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼12

5.Методика изучения тактильного и зрительного восприятия¼¼¼¼13

6.Методика изучения восприятия движения (кинематометр)¼¼¼¼15

7.Методика изучения точности глазомера (линейка Гальтона)¼¼¼16

II.ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ

8.Методика изучения слуховой вербальной памяти и способов запоминания¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼19

9.Методика изучения вербальной памяти на числа¼¼¼¼¼¼¼¼¼21

10.Методика изучения зрительной образной памяти (воспроизведение)22

11.Методика изучения зрительной образной кратковременной памяти (узнавание)¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼24

12.Методика изучения долговременной вербальной памяти¼¼¼¼¼26

13.Методика изучения зрительной образной долговременной памяти¼26

14.Методика изучения зрительной оперативной памяти¼¼¼¼¼¼¼27

15.Методика изучения опосредованного запоминания (пиктограмма)¼28

16.Методика изучения пространственной зрительной памяти¼¼¼¼¼30

III.ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ

17.Методика изучения вербального мышления (тест «Числовые ряды»).32

18.Методика изучения вербального мышления

(субтест «Сходство» из батареи Векслера)¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼33

19.Методика изучения образного мышления (тест Равена)¼¼¼¼¼34

20.Методика изучения наглядно-действенного мышления («Кубики Косса»)¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼36

21.Методика изучения ригидности мышления («Задачки Лачинза»)¼37

22.Методика изучения вербального мышления («Вербальные закономерности»)¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼40

23.Методика изучения вербально-логического мышления (тест «Сложные аналогии»)¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼42

IV.ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ

24.Методика изучения объема, переключения и распределения внимания

(красно-черная таблица¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼44

25.Методика изучения концентрации внимания (перепутанные линии) 46

26.Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (корректурная таблица)¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼47

27.Методика изучения распределения внимания путем одновременного счета двух объектов¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼51

V.ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ

28.Методика изучения творческого воображения (тест «Круги»)¼¼¼53

29.Методика изучения творческого воображения (тест «Три слова»)¼55

ПРИЛОЖЕНИЕ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼58

ЛИТЕРАТУРА¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼63

5

Введение

Психология наших дней - не только теоретическая дисциплина, изучающая человека, но и система прикладного знания, позволяющая и психологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, врачу, руководителю, тренеру) совершенствовать свою работу с людьми.

Еще К.Д. Ушинский писал, что для успешного обучения и воспитания детей необходимо прежде всего хорошо знать их во всех отношениях.

Психология как раз и есть такая наука, знание которой помогает учителю найти правильный подход к каждому ученику, применять такие приемы обучения и воспитания, которые бы соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Выпускники педагогических вузов должны не только овладеть системой

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
536 Kb
Скачали:
0