Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М.Прихожан)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн

(модификация )

Введение

В структуре характера особое место занимают черты личности, в которых выражается отношение человека к самому себе. Отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, внешнему облику называется самооценкой.

Самооценка личности формируется в процессе ее постоянного общения с окружающими. Во время общения человек получает от других людей оценку своих возможностей, способностей, успехов в учебе и т.д. Эти оценочные суждения окружающих, усваиваясь личностью, превращаются в самооценку. У человека формируется не только обобщенное отношение к образу своего "Я" (общая самооценка), но и система частных самооценок - своего внешнего вида, своих достижений, возможностей и т.д. Дифференцированность самооценки человека может рассматриваться в качестве одного из важных показателей нравственной зрелости личности.

Самооценка определяет отношение человека ко всем его жизненным задачам, влияет на становление личности и тесно связана с уровнем притязаний.

Характер самооценки оказывает существенное влияние на процесс профессионального самоопределения, тесно связан с престижностью выбираемой профессии.

Самооценка может быть адекватной, когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, и неадекватной (завышенной или заниженной). Неадекватность самооценки людей нередко становится причиной межличностных конфликтов.

В основу предлагаемой методики положена методика Дембо-Рубинштейн, направленная на диагностику самооценки личности. Она основана на положении о том, что личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной или недовольной.

Областью применения методики является психологическое консультирование школьников и взрослого населения по вопросам личностного и профессионального самоопределения, разрешения проблем межличностной коммуникации, социально-профессиональной адаптации т.д.

Психометрическая проверка теста

Данных по психометрической проверке теста не найдено

Описание методики и процедура тестирования

Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т.д. Испытуемому предлагается на вертикальных линиях-шкалах отмечать выраженность интересующих исследователя личностных качеств (актуальную) и также такую их степень выраженности, которую бы испытуемый хотел иметь у себя (идеальную, отражающую его притязания).

Порядок проведения

Каждому испытуемому выдается бланк методики, содержащий задание и инструкцию.

Набланке изображено семь вертикальных линий (высота каждой линии — 100 мм), представляющих собой биполярные шкалы с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Каждая линия имеет название сверху и снизу:

1) здоровый - больной;

2) хороший характер – плохой характер;

3) умный - глупый;

4) способный - неспособный;

5) авторитетен у сверстников – презирается сверстниками;

6) красивый - некрасивый;

7) уверенный в себе – не уверенный в себе.

Инструкция: «Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя – на самую высокую. Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает. Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и чёрточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку.

После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы Вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя. Отметьте это на каждой линии знаком (х)».

Обследование может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе после раздачи бланков, школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все вопросы и проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу (здоровый – больной).

Среднее время выполнения методики – 10 -15 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» - не учитывается).  При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

Для удобства подсчёта оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1.По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

б) уровень самооценки – от «0» до знака «-»;

в) показатель расхождения между уровнем притязаний и самооценкой

Похожие материалы

Информация о работе