Тест школьной тревожности Филлипса. Психометрическая проверка теста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тест школьной тревожности Филлипса

Введение

Тест школьной тревожности Филлипса предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста [6].

Под тревожностью понимается особое психо-эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающееся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности и общению с людьми [2]. Существует два вида тревожности: ситуативная и личностная.

По мнению Ч.Д. Спилбергера, ситуативная тревожность (тревога) определяется как временное состояние, как реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность [3]. С точки зрения Н.Д. Левитова, в термине «тревога» акцентируется компонент страха, и потому тревогу можно отнести к своеобразной форме страха. В тревоге как психическом состоянии заметны переживания беспокойства, волнения, смятения [4]. Состояние тревоги может быть вызвано антиципацией воображаемой неприятности или угрозы. Оно может также порождаться отсрочкой, задержкой в появлении желаемого объекта или действия.

Н.Д. Левитов определяет тревогу как психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного и выражающееся в специфических переживаниях (опасение, волнение, беспокойство и др.) и реакциях [4]. 

В школьном возрасте к ситуациям, которые вызывают высокую ситуативную тревожность у детей, добавляются ситуации, связанные со школьной жизнью, особенно оценочные (ответ у доски, контрольные, экзамены).

Под личностной тревожностью понимается психологическая особенность личности, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Личностная тревожность – это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства [3].

Период поступления ребенка в школу и первые месяцы учебы характеризуются снижением самооценки и повышением уровня тревожности. Однако, после адаптационного периода (один – три месяца), эмоциональное самочувствие и самооценка обычно стабилизируются.

А.М. Прихожан констатирует, что «пики» тревожности указывают на те потребности, удовлетворение которых наиболее значимо для эмоционального благополучия детей. По данным ее исследований [5], в конце 1970-х – начале 1980-х годов основные «пики» тревожности и страхов фиксировались у учащихся младших классов на школьных проблемах, у подростков – на взаимоотношениях со сверстниками, у старшеклассников – на взаимоотношениях со взрослыми и боязнью личной несостоятельности. Половые различия в тот период проявлялись в основном во времени наиболее интенсивного переживания  так называемых «архаических» страхов или классических фобий (боязнь высоты, темноты, крови, некоторых животных и т.д.). Кроме того, у мальчиков-подростков была в большей степени, чем у девочек, выражена боязнь физического насилия. В конце 1990-х гг. обращает на себя внимание, прежде всего, увеличение числа доминирующих страхов, характерное для всех возрастов. Возрастает выраженность «школьных» страхов, которые становятся более разнообразными по содержанию и затрагивают выборку 13 – 14-летних, чего не отмечается в предшествующие периоды исследований. Увеличивается выраженность «архаических» и «магических» страхов.

Сопоставление данных по годам, возрастам и полу свидетельствует, во-первых, о том, что существуют страхи, связанные с ситуацией перемен, сложившейся в нашей стране, но некоторые тревоги  и страхи могут быть названы «вневременными». И, во-вторых, о наличии возрастно-половых пиков тревожности, характеризующих различия в потребностях мальчиков и девочек.

Значимость половых различий в эмоциональной сфере мальчиков и девочек отмечается и другими исследователями. Так, например, наиболее уязвимыми в плане возникновения  невротических личностных расстройств А.И. Захаров называет для мальчиков возраст 8 лет, а для девочек – 10. По всему периоду от 1 до 15 лет, по данным Захарова, у мальчиков более

Похожие материалы

Информация о работе